About the journal Editorial Policy For authors Archives Advanced search Arctic News

Мы экономистов не готовили, не готовим и не планируем готовить

Версия для печати

12.02.2011

Мы экономистов не готовили, не готовим

и не планируем готовить

Юрий Лукин, профессор, директор

Института управления и регионологии

Президент России Д.А. Медведев 10 февраля 2011 года на встрече с вице-премьером правительства А.Д. Жуковым, обсуждая проблемы занятости в нашей стране, затронул один из важнейших вопросов, имеющих самое прямое отношение к деятельности вузов, в том числе и нашего института. Речь идёт о студентах, трудоустройстве выпускников образовательных учреждений, наборе специальностей, по которым ведётся обучение.

Между президентом и вице-премьером правительства состоялся такой диалог (цитирую дословно по стенограмме рабочей встречи, опубликованной на кремлёвском сайте: http://www.kremlin.ru/transcripts/10299):

Д.МЕДВЕДЕВ: У нас есть данные, какое количество студентов в прошлом году всё-таки не нашло себе работу? И какие прогнозы по этому году? Потому что студенчество — это та категория наших граждан, которая имеет, может быть, хорошее образование, но наименьший опыт трудоустройства, и самое главное — это, как правило, высококвалифицированные специалисты.

А.ЖУКОВ: Да, Дмитрий Анатольевич. В результате реализации программы в прошлом году практически все студенты были трудоустроены, порядка 10 процентов только не нашли работу. Надо сказать, что в этом году, несмотря на улучшение ситуации на рынке труда, мы будем продолжать региональные программы. Выделено 27 с лишним миллиардов рублей на эти цели. В части трудоустройства выпускников мы планируем, что 70 процентов всех выпускников пройдут стажировки на предприятиях".

Затем речь на встрече руководителей государства пошла о самозанятости, то есть о развитии малого и среднего бизнеса, трудоустройстве инвалидов, ситуации в моногородах, создании новых рабочих мест.

И в завершение обсуждения вопроса Президент России снова вернулся к студентам:

Д.МЕДВЕДЕВ: Хотел бы вернуться к студентам. Мы с Вами говорили о структуре студенческой безработицы. Вы знаете, она ведь не в последнюю очередь связана и с тем, на какие специальности мы производим набор. Я неоднократно давал поручение и Министру образования, и хотел бы, чтобы Вы тоже этим позанимались. Нам нужно всё-таки осовременивать нынешний набор специальностей, по которым происходит обучение в вузах, в университетах. Что я имею в виду? По количеству мест это должно быть так или иначе связано с рынком труда. Неоднократно уже говорил: невозможно готовить одних экономистов и юристов — у нас уже переизбыток. Да, это интересные профессии, они в целом скорее высокодоходные, но они занимают свою нишу на рынке труда.

Мы должны готовить тех, кто востребован. А у них как раз зачастую либо просто нет места, допустим, для обучения, либо даже не производится набор на целый ряд важных, можно сказать, злободневных инженерных специальностей, по которым работодатели ищут специалистов и не могут их найти. На структуру студенческих специальностей нужно посмотреть более внимательно.

А.ЖУКОВ: Дмитрий Анатольевич, обязательно это сделаем. И сейчас утверждена новая федеральная целевая программа развития образования, продолжение той, которая в этом году закончилась, и там именно этому аспекту, соответствию выпускников и специальностей из высших учебных заведений рынку труда, уделяется особое внимание.

Д.МЕДВЕДЕВ: Мы должны здесь ближе стоять к потребностям самого рынка, к потребностям российской экономики. Потому что, конечно, многие люди получают образование ради образования, это тоже запрещать нельзя, но всё-таки мы готовим в основном людей, которые хотят впоследствии работать, и поэтому это должно быть увязано с ситуацией. Подумайте, что здесь сделать, потому что здесь далеко не всё ещё оптимизировано«.

После этой встречи газет «КП» 11 февраля опубликовала заметку о прошедшей встрече под таким заголовком «Дмитрий Медведев: «Невозможно учить одних юристов и экономистов».

Полностью разделяю такую позицию. К счастью, наш институт, я имею в виду Институт управления и регионологии, раньше он назывался ИУППК, готовит управленцев, а не экономистов. Мы экономистов не готовили, не готовим и не планируем готовить. Это не просто моё заявление, это стратегическая линия развития нашего института.

Ещё в октябре 2010 года на заседании Ученого совета института после обсуждения в сентябре на всех кафедрах была принята «Стратегия устойчивого развития ИУиР-2020», в которой наш коллектив четко определил свои стратегические приоритеты. Институт управления и регионологии, включая ВШДА, НОЦ «Институт Арктики», занимает и призван занять свою важную научно-образовательную нишу в подготовке кадров для управления в социально-экономической, геополитической, духовно-культурной, международной деятельности северных социумов, в бизнес-образовании, внедрении технологий менеджмента, результатов социально значимой интеллектуальной, инновационной деятельности в арктическом пространстве.

Миссию (предназначение) Института управления и регионологии, Высшей школы делового администрирования, НОЦ «Институт Арктики» мы сформулировали следующим образом:

«Готовить людей способных развиваться и управлять освоением Арктики и Севера России!» Данная миссия реализуется путём подготовки грамотных специалистов, менеджеров, способных к саморазвитию, самоорганизации и оптимизации процессов управления северными территориями и Арктикой, владеющих личностными, общекультурными и профессиональными компетенциями, полученными в процессе обучения, и успешно реализующими в практической деятельности свой человеческий капитал. Основная цель ИУиР, ВШДА, НОЦ «Институт Арктики»- это формирование конкурентоспособного человеческого капитала в Северо-Западном федеральном округе в своей нише на основе подготовки высококвалифицированных специалистов государственного, регионального и муниципального управления, зарубежного регионоведения и международных отношений, сервиса, туризма, торгового дела и др.

Очень важно подчеркнуть, что стратегия устойчивого развития ИУиР, ВШДА, НОЦ «Институт Арктики» реализуется только на основе раскрытия личностного, профессионального потенциала и духовных возможностей, накопления человеческого капитала каждого преподавателя и сотрудника. Подготовка людей способных к саморазвитию может качественно осуществляться преподавателями, научными сотрудниками, которые сами совершенствуют своё мастерство и постоянно повышают свою квалификацию, имеют «своё лицо» в научной деятельности.

В 2010-2015 годах кафедрами института реализуется четыре образовательные программы специалитета по федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения (ФГОС-2); две образовательные программы подготовки бакалавров по ФГОС-2; а также самые престижные программы бизнес-образования в России: «Мастер делового администрирования «МВА» и Президентская программа подготовки управленческих кадров «Менеджмент в бизнесе» типа «А» и типа «В». К 2015 году в основном будет завершено обучение по программам специалитета ФГОС второго поколения менеджеров, маркетологов, регионоведов, специалистов по государственному и муниципальному управлению, по которым осуществлялся приём в 2010 году. К этому же времени завершится обучение бакалавров по направлениям ФГОС-2: менеджмент, регионоведение. Как видите, экономистов мы не готовили, а готовили управленцев, регионоведов.

По результатам анализа регионального рынка образовательных услуг с учетом прогнозируемого спроса ИУиР планирует вести в 2011-2020 годах подготовку бакалавров по направлениям ФГОС-3: «Международные отношения»; «Зарубежное регионоведение»; «Менеджмент: профиль «Управление проектами», «Туризм», «Торговое дело»; «Сервис», «Реклама и связи с общественностью» и др.; магистров — «Зарубежное регионоведение»; «Международные отношения», «Торговое дело»; «Государственное и муниципальное управление» и др. Экономистов готовить опять же не планируем, будем готовить тех. кто востребован.

Перечень реализуемых ИУиР и вновь открываемых образовательных программ в 2011-2020 годах


Шифр

Специальность, направление



Специалитет: продолжение обучения в 2010-2015 гг.

1

032301.65

Регионоведение

2

080507.65

Менеджмент организации

3

080504.65

Государственное и муниципальное управление

4

080111.65

Маркетинг


Бакалавриат: продолжение обучения 2010-2014 гг.

1

080500.62

Менеджмент

2

032300.62

Регионоведение


Приём и обучение бакалавров в 2011-2020 гг.

1

031900.62

Международные отношения (приём с 2011 г.)

2

032000.62

Зарубежное регионоведение (приём с 2011 г.)

3

080200.62

Менеджмент — профиль «управление проектами» (приём с 2011 г.)

4

080200.62

Менеджмент — профиль «государственное и муниципальное управление» (приём с 2011 г.)

5

100400.62

Туризм (приём с 2011 г.)

6

100700.62

Торговое дело (приём с 2011 г.)

7

031600.62

Реклама и связи с общественностью (приём с 2012 г.)

8

100100.62

Сервис (приём с 2013 г.)


Магистратура

1

080500.68

Общий и стратегический менеджмент (2010-2012гг.)

2

032000.68

Зарубежное регионоведение (приём с 2011 г.)

3

081100.68

Государственное и муниципальное управление (приём с 2011 г.)

4

080200.68

Проектный менеджмент (приём с 2012 г.)

5

031900.68

Международные отношения (приём с 2015 г.)

6

031600.68

Реклама и связи с общественностью (приём с 2016 г.)

7

034000.68

Конфликтология (приём с 2016 г.)

8

100400.68

Туризм (приём с 2016 г.)

9

100700.68

Торговое дело (приём с 2016 г.)


Высшая школа делового администрирования

1

«Мастер делового администрирования — «МВА для Арктики» (приём с 2011 г.)

2

Президентская программа «Менеджмент в бизнесе» типа «А» и «В» (приём в 2011-2012 гг.)

Наша практическая деятельность и стратегия развития — 2020 построены на освоении новых направлений подготовки бакалавров и магистров по трём укрупненным группам направлений, а именно: 030000 «Гуманитарные науки»; 080000 «Экономика и управление», 100000 «Сфера обслуживания». При этом Институт управления и регионологии становится ведущей базовой площадкой С(А)ФУ для подготовки бакалавров и магистров не только в сфере международных отношений, регионоведения, а также и в сфере услуг (туризм, сервис, торговое дело). Что очень важно, мы продолжаем подготовку мастеров делового администрирования, но уже по эксклюзивной программе «МВА для Арктики», начиная с 2011 года. Сохраняем при этом все свои сильные позиции там, где мы действительно имеем многолетний позитивный опыт подготовки специалистов, то есть в подготовке бакалавров и магистров государственного и муниципального управления, проектного менеджмента, очень значимых для региона. Хочу напомнить, что Институт управления и регионологии ведет свою историю с 14 августа 1993 года, когда постановлением Правительства РФ № 817, подписанного В.С. Черномырдиным, было признано целесообразным образовать в структуре Поморского университета Институт регионологии и государственной службы для повышения квалификации работников органов государственной власти и управления. То есть мы изначально были призваны готовить управленцев для государевой службы, а не экономистов и юристов. Чем мы собственно говоря и занимаемся все эти годы.

Общий выпуск студентов Института управления и регионологии по программам высшего профессионального образования за 1998 −2010 гг. составил 3390 чел., в том числе по специальности: «государственное и муниципальное управление» 1660 чел. По очной форме обучения в 2000-2010 гг. подготовлено 1105 чел., в том числе по специальности: «государственное и муниципальное управление» 470 чел. По заочной форме обучения в 1998-2010 гг. выпуск составил 2285 чел., в том числе по специальности: «государственное и муниципальное управление» 1190 чел. По программе «Мастер делового администрирования «МВА» с 2005 года подготовлено более 60-ти мастеров делового администрирования (четыре выпуска). Более 600 специалистов прошли обучение с 1998 года по Президентской программе подготовки управленческих кадров (12 выпусков). Многие выпускники ИУиР, ВШДА являются эффективными менеджерами, прошли стажировки на отечественных и зарубежных предприятиях, повысили свой статус, реально укрепили позиции.

По состоянию на 1 февраля 2011 года в ИУиР по всем программам высшего профессионального образования обучается 1658 студентов и слушателей. Ожидаемый выпуск в 2011 г. по всем формам обучения по программам высшего профессионального образования будет 542 чел., в том числе по специальности: «государственное и муниципальное управление» 248 чел.

Существует некоторое недомыслие по вопросу о том, кого мы готовим. Совершенно непонятно, почему некоторые люди считают, что наш институт якобы готовит исключительно экономистов. Да, действительно мы вели приём и обучение по специальностям, входящим в укрупнённую группу 080000 «Экономика и управление». В эту группу сейчас входят два различных направления: 080100 «Экономика» и 080200 «Менеджмент». Скажите, пожалуйста, разве это одно и то же? В одном случае ранее велась подготовка экономистов по специальностям: экономика, экономическая теория, мировая экономика, национальная экономика, финансы и кредит; бухгалтерский учет, анализ и аудит; и др. Подготовка менеджеров осуществлялась по специальностям: экономика и управление на предприятии по отраслям; антикризисное управление, менеджмент организации, маркетинг, ГиМУ и др. Мы говорим «луна и солнце», «день и ночь». Но находясь в здравом уме, мы ведь не ставим знак равенства между луной и солнцем. Разве это одно и то же? Разве можно говорить, что мы готовим экономистов только на том основании, что мы волею судьбы оказались в одной укрупненной группе направлений и специальностей. Ещё раз повторю, чтобы достойно уйти от конкуренции с Институтом экономики наш Институт управления и регионологии своевременно принял и реально осуществляет стратегию на уход из восьмой группы направлений и закрепление в десятой. Уже в 2011 году у нас объявлен приём на шесть направлений бакалавриата, из них только два входят в восьмую группу.

Ещё осенью прошлого года были разработаны три сценария развития ИУиР с учётом вхождения в состав С(А)ФУ. В соответствии с наиболее реалистичным при вхождении в С(А)ФУ ИУиР включает в свой состав частично или полностью только ФТИП (факультет технологии и предпринимательства), отдельные другие структуры (Центр кадрового резерва) и реализует полностью свой имеющийся образовательный и научный потенциал с приоритетом на качественных параметрах своей деятельности, на обучении взрослых по различным образовательным программам, продвижении брэнда региональной арктической школы бизнеса — Высшей школы делового администрирования и активной деятельности НОЦ «Институт Арктики» в кооперации с АНЦ УрО РАН. Сегодняшние условия развития высшего профессионального образования должны быть настроены на реализацию идеи «Образование через всю жизнь». Это не только подготовка квалифицированных кадров через обучение молодежи, но и образование взрослых: переподготовка, переобучение и повышение квалификации специалистов различных уровней, магистратура, программа «МВА для Арктики», президентская программа и др. Институт экономики в этом сценарии, в отличие от первого, не включается в состав ИУиР, а остаётся самостоятельным институтом в С(А)ФУ, специализируется по таким направлениям, как экономика, финансовый, информационный, производственный менеджмент. Может быть в отдалённой перспективе ИЭ объединится с Архангельским филиалом ВЗФЭИ, где реализуются точно те же самые образовательные программы. Конкуренция между двумя вузами, учредителем которых в обоих случаях является государство, вряд ли приемлема в таком небольшом городе, как Архангельск, где ёмкость рынков и образования и труда ограничена, особенно в условиях существующей демографической ямы до 2020 года.

Институт управления и регионологии является вполне дееспособной и динамично развивающейся университетской структурой не только в образовательной сфере, но и в научном отношении. Осуществляется концентрация интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, студентов, сосредоточение имеющихся ресурсов всех кафедр, центров на основном научном направленииИУиР, ВШДА, НОЦ «Институт Арктики»: «Геополитические, социальные, экономические, духовно-цивилизационные проблемы Арктики и Севера России в глобальном и региональном измерениях».

В результате проведения НИР в 2006-2010 годах были исследованы и разработаны: концептуально-теоретические основы отечественной регионологии, как междисциплинарной комплексной меганауки о региональных социумах, системно исследующей экономику, культуру, социальную и политическую сферы жизнедеятельности регионов; концепции анализа локальной социальной среды, регионального социума и трансформации социальных институтов в северной провинции на материалах Европейского Севера России; концепция и методология изучения социокультурных факторов общественного быта и создание социологического портрета региона; основы концепции «Глобальный социум самоуправляемых общин», модель многоуровневой системы власти и управления; концепция и типология новых самоуправляемых общин; теоретические и прикладные основы современной конфликтологии как меганауки о противоборстве людей и других субъектов социальной жизни; концепции и алгоритм освоения экологизации управления как на региональном уровне, так и на уровне субъектов хозяйствования; основные принципы и модель стратегического маркетингового управления особо охраняемыми территориями; основы управления местным развитием на основе информационных технологий; концепция «Великого передела Арктики», модель арктической солидарности, проект создания новой международной платформы «International Arctic union „Arctic-XXI“ и др.По основному научному направлению за 2006 — 2010 годы опубликовано 27 монографий и 56 статей в изданиях, рекомендованных ВАК для публикации научных работ.

В 2010 годув партнерстве с АНЦ УрО РАНсоздан Научно-образовательный центр „Институт Арктики. При непосредственном участии профессоров ИУиР, НОЦ Институт Арктики» подготовлены: предложения для включения арктических проектов С(А)ФУ в Государственную программу «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2011 — 2020 годы»; экспертная оценка данной программы; предложения и замечания Северного (Арктического) федерального университета по проекту Ежегодного доклада (2010) Экспертного совета по Арктике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронове «О состоянии, проблемах и предложениях по реализации «Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» (доклад 2010).

Буквально на днях мы получили «добро» губернатора Архангельской области Ильи Филипповича Михальчука на реализацию очень серьёзного проекта, имеющего без преувеличения государственную важность. Я не хотел бы сейчас раскрывать все детали этого проекта, скажу самое главное. Главная цель проекта заключается в создании межрегиональной ассоциации взаимодействия «Арктический союз регионов России» на базе правительства Архангельской области и Северного (Арктического) федерального университета. Мы становимся мотором создания «Арктического союза регионов России» или как записано в Стратегии АЗРФ — «виртуального» Арктического федерального округа и межрегиональной ассоциации взаимодействия «Арктическое соглашение». Очень благодарен ректору С(А)ФУ Елене Владимировне Кудряшовой не просто за понимание и поддержку наших арктических проектов на словах, а за ту огромную работу, которая она лично провела в Минрегионе России, получив там поддержку данного проекта.

Ещё один наш инновационный арктический проект связан с арктическим электронным информационным пространством. В ближайшее время выходит в свет новый электронный научный журнал «Арктика и Север». Здесь нам также оказала помощь и в регистрации журнала, и в размещении его на сайте С(А)ФУ ректор университета Е.В. Кудряшова.

У нас есть и другие серьёзные проекты и предложения. Процитирую полученное нами на днях сообщение: «Норвежский институт городских и региональных исследований (NIBR) в сотрудничестве с Национальной ассоциацией местных и региональных властей (KS) и российскими партнерами, предлагает реализовать 3-летний проект для повышения компетентности и создания сетей обучения в администрации Архангельска. Основываясь на сетях усовершенствования эффективности, разработанных KS в Норвегии, опробованных и успешного адаптированных, например, к условиям Польши и Украины, проект направлен на повышение компетентности муниципальных служащих Архангельской области посредством внедрения практики бенчмаркинга. Бенчмаркинг будет способствовать укреплению местного правительства и местной демократии в области. Основным партнером с российской стороны выступит Институт Управления и Регионологии Северного Федерального Арктического Университета, а также Министерство по региональной политике и самоуправлению Правительства Архангельской области. Предложения по сотрудничеству являются результатом проекта «Развитие местных и региональных правительств на Северо-западе России», организованного при финансовой поддержке Совета министров северных стран и реализованного Правительством Архангельской области (http://www.dvinaland.ru/power/departments/depos/15696/). Комментарии, как говорится, излишни.

ИУиР, НОЦ «Институт Арктики», ВШДА разрабатывают также проект под рабочим названием «Коренные народы Севера: укрепление доверия между людьми» по Программе «Коларктик». Нами определены основные перспективные направления развития сотрудничества с канадскими образовательными и научными учреждениями, предложения направлены в Минрегион России.

Я думаю, что сказанного выше достаточно, чтобы читатель получил некоторое представление о научной и образовательной деятельности нашего Института управления и регионологии, НОЦ «Институт Арктики», ВШДА. О том, кого мы готовим. Конечно же имеются у нас свои проблемы, трудности, недостатки, угрозы. Они нам известны, мы работаем.


Возврат к списку