About the journal Editorial Policy For authors Archives Advanced search Arctic News |
13.05.2016 Северный морской путь должен стать круглогодичным, для этого потребуется большая работа и новые технологии, рассказал Председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслав Штыров в программе «Сенат» телеканала «Россия 24».
В советское время по Северному морскому пути ежегодно перевозилось 6,5 миллионов тонн грузов, в 90-е годы грузопоток снизился до 1,5 миллионов тонн, в 2015 году эта цифра составила 5,5 миллионов тонн, рассказал сенатор. «Эти грузы представляют собой в основном перевозки для нужд Арктики, часть их — примерно 1,5 миллиона тонн — грузы «Норильского никеля», которые вывозятся из Арктики, плюс началась работа с грузами нефтегазового комплекса», — отметил Вячеслав Штыров. На сегодняшний день нефтегазовая промышленность страны стала активнее работать в Арктике: основным местом добычи природного газа является полуостров Ямал, вскоре начнётся разработка месторождений на Гыданском полуострове. «Добываемые углеводороды необходимо доставить для потребителя, это означает, что в Арктике рождается мощный грузопоток. Он должен уйти как в Европу, так и в Юго-Восточную Азию и в перспективе составлять до 60 миллионов тонн в год. Это всё — реальные планы крупнейших добывающих российских предприятий: «Газпрома», «Газпромнефти», «Новатэка» и других. Но для того, чтобы перевезти такое количество грузов, должен быть совершенно другой подход к организации Северного морского пути», — убеждён сенатор. По его мнению, наряду с традиционным маршрутом Мурманск — Амдерма — Диксон — Хатанга — Тикси — Зелёный Мыс — Певек — Бухта Провидения нужна новая трасса Севморпути, которая должна проходить значительно севернее относительно эксплуатируемой сегодня транспортной линии (которая тоже должна развиваться сама по себе), что снимет ограничения по глубине пролива и сделает трассу короче. Таким образом, удастся избежать мелководных участков, но в тоже время при эксплуатации более северного варианта пути корабли будут попадать в более сложную ледовую обстановку. «Значит, нам необходимо обеспечить постоянно действующую морскую трассу, которая может эксплуатироваться круглогодично, непрерывно. Это совсем другая задача. Нам ещё только предстоит создать новый Северный морской путь и усовершенствовать старый», — убеждён Вячеслав Штыров. А когда будут решены внутренние задачи по перевозке грузов, станет возможным привлечение транзитных кораблей. Это грандиозная задача, считает сенатор, для решения которой потребуется значительное количество ледоколов, построенных по новым технологиям. «Должны быть применены новые инженерные идеи — с одной стороны, ледоколы должны иметь глубокую осадку для того, чтобы пройти мощные льды, а с другой — менять осадку, чтобы иметь возможность заходить в устья рек», — сказал сенатор. При этом, по мнению Вячеслава Штырова, значение Северного морского пути значительно повысится, если его трасса будет сопряжена в узловых точках с автомобильными и железнодорожными линиями — создана полимагистраль. Для этого необходимо усилить железнодорожную и морскую портовую инфраструктуру Мурманска, построить новый глубоководный морской порт в Архангельске, железнодорожную магистраль «Белкомур», Северный широтный ход, от города Ленска — автомобильную дорогу до поселка Юрюнг-Хая, через реку Лена — железнодорожный мост, достроить автомобильные дороги на Чукотке и реконструировать традиционные морские порты. «Эти меридиональные направления являются опорой для Северного морского пути, что важно со стратегической, военно-политической, оборонной точек зрения и для экономического и социального развития регионов Российской Федерации. Отдельные фрагменты по их развитию имеются в разных программах, а в связи с началом работы Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, Совета по Арктике и Антарктике и разработки закона об Арктике вопросы транспортного обеспечения в Арктической зоне Российской Федерации будут решаться в комплексе», — убеждён Вячеслав Штыров.
Ольга Фомина |