About the journal Editorial Policy For authors Archives Advanced search Arctic News

Арктический туризм в России

Версия для печати

23.02.2016

17 февраля 2016 г. состоялось 4-е по счёту заседание Арктического экспертного клуба. Круглый стол, организованный Арктическим центром стратегических исследований САФУ и Институтом региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ при поддержке СПбГУ и Арктического информационно-аналитического центра РИСИ, был посвящён теме арктического туризма в России. Заседание прошло с помощью видеосвязи через Skype, что позволило собрать вместе около 40 участников из самых разных частей России — от Владивостока и Якутии до Мурманска, Архангельска, Москвы и Санкт-Петербурга.

Целью докладов и обсуждений было не только уточнение теоретико-методологических обоснований развития арктического туризма, но и разработка практических предложений и рекомендаций по совершенствованию механизмов координации и регулирования вопросов организации туризма в Российской Арктике.

Харлампьева Н.К., к.и.н., доцент Санкт-Петербургского государственного университета, с.н.с. ААНИИ, в своём докладе «Теоретико-методологическое обоснование развития арктического туризма» выделила 5 уровней прикладного анализа развития туризма в Арктике (международный, международный арктический, межрегиональный арктический, региональный, внутри субъектов АЗРФ), для каждого из которых есть свои компетентные органы власти — от Международной морской организации до органов власти российских регионов. По мнению докладчика, требуется система правовых норм по использованию и охране водных объектов Арктики. Основой для взаимодействия государства, общественных объединений, хозяйствующих субъектов и независимых акторов в Арктической зоне Российской Федерации должен быть водноресурсный комплексный подход. Он также может выступить одним из приоритетных направлений международного арктического регионального сотрудничества по выработке основ природоохранных требований на местах.

Главный редактор журнала «Арктика и Север», д.и.н. Ю.Ф. Лукин, выступил с докладом «Арктический туризм: рейтинг регионов Российской Арктики». С его точки зрения, под арктическим туризмом следует понимать внутренний̆ и международный̆ туризм в Арктике, являющийся в целом перспективным сектором экономики России. Арктический международный̆ туризм непосредственно локализирует весь регион оказания комплекса туристских услуг не только в Российской Арктике, но и за её пределами — Северный̆ полюс, Шпицберген (норв. Svalbard), Норвегия, Гренландия, Исландия и др. Арктический туризм внутри страны использует туристские ресурсы не только АЗРФ, но и районов Крайнего Севера страны. В национальном рейтинге по туризму (2015) Мурманская область занимает 30 место, Архангельская — 42, Чукотский автономный округ — 52, Республика Саха (Якутия) — 58, ЯНАО — 62, НАО — 72 из 85 субъектов РФ. Вполне очевидно, что огромный̆ туристский̆ потенциал Российской Арктики пока не используется в полную силу. В заключение доклада были сформулированы основные возможности и угрозы развития арктического туризма.

Директор Российского центра освоения Арктики (Салехард) Пушкарев В.А. выступил с докладом «Развитие туризма в Ямало-Ненецком автономном округе». В регионе планируется установка стел, знаков, отмечающих крайнюю восточную точку Европу. Почти полностью завершена очистка острова Белый. Туристы могут посещать стойбища оленеводов, это пользуется спросом, но это зачастую слишком дорого из-за необходимости арендовать на несколько часов вертолёт.

Плисецкий Е.Е., к.г.н., зам. директора ИРИиГП НИУ ВШЭ, в докладе «Стратегические приоритеты развития туризма в Арктических регионах» проанализировал весь комплекс документов федерального и регионального уровней, в которых речь идёт о развитии туризма. Он отметил препятствия, мешающие развитию туризма в Российской Арктике. Так, доступ в регион затруднён из-за его важности для национальной безопасности страны (пограничная зона, военные базы, важные производства). Существенны проблемы транспортной доступности. Арктические регионы России пока слабо «распиарены» для иностранцев, тогда как реклама очень важна для этой сферы экономики. Незначительные объёмы финансирования программ по развитию туризма также ограничивают развитие отрасли. По мнению Е.Е. Плисецкого, требуется увеличение инвестиций, единый орган по развитию туризма, единый закон о туризме (современный закон о туристической деятельности не затрагивает некоторые важные аспекты).

Согласно выступлению «О конкурентоспособности северного туристского продукта» Белевских Т.В., к.э.н., руководителя Туристско-информационного центра МАГУ, в Мурманской области развиты морской, горнолыжный, военно-патриотический и другие виды туризма. В то же время, схожесть услуг с теми, которые предоставляют соседние Финляндия и Норвегии, вызывает конкуренцию, оказывающую заметное влияние на туристскую сферу региона.

Голубева Е.И., д.б.н., профессор географического факультета МГУ, и её коллеги выступили с докладом «Экологический туризм на ООПТ в Российской Арктике: перспективы и проблемы». Развитие экологического туризма, по их мнению, в Российской Арктике ограничено тем, что не все заповедники и иные особо охраняемые природные территории заинтересованы в развитии туризма. Существуют инфраструктурные и логистические проблемы, требуется хотя бы минимальное развитие инфраструктуры для туризма. Не всем понятен сам термин «экологический туризм». Отмечалась и проблема подготовки квалифицированных кадров в этой сфере, что стало предметом дискуссии в ходе заседания клуба.

Природно-рекреационный и историко-культурный потенциал Российской Арктики рассматривался в одноимённом докладе Драчковой Л.Н., к.г.н., доцента кафедры географии и гидрометеорологии ИЕНТ САФУ им. М. В. Ломоносова. Имеющийся потенциал не получил пока необходимой оценки, его использование для развития туристской отрасли часто стихийно и фрагментарно, не приносит ощутимых доходов государству и субъектам, а в ряде случаев, наносит непоправимый вред окружающей среде и объектам историко-культурного и природного наследия. Факторы, сдерживающие развитие туризма в арктическом регионе: малая продолжительность благоприятного «высокого» сезона; наличие длительного холодного, дождливого, снегового периода, ветер, высокая влажность; личная безопасность туристов; наличие системы оказания базовых медицинских услуг. В заключение были сформулированы выводы по развитию туристской отрасли в Российской Арктике.

Митенева Н.В., сотрудница управления развития туризма Министерства культуры Архангельской области, в докладе «Особенности развития морского туризма в Арктической зоне» подтвердила слова ранее выступившего Е.Е. Плисецкого о недостаточном финансировании программ развития туристической сферы. Это не единственная проблема — требуется более активное участие бизнеса в развитии туризма, у туристских компаний нет чёткого понимания специфики арктического туризма.

Было также представлено готовящееся к выходу издание «Арктический туризм в России: аналитический обзор и справочные материалы», которое будет дополнено материалами участников заседания Арктического экспертного клуба.

После каждого из докладов и после мероприятия участники круглого стола обменивались мнениями. Отмечалось, что основные препятствия развитию туризма в Арктике это: недостаточно развитая инфраструктура, проблемы с логистикой, нехватка кадров, недостаточное информационное сопровождение. Эти проблемы требуется решать постепенно, тщательно, с учётом специфики северных регионов. Так, профессиональная подготовка кадров в университетах для туристской деятельности в Арктике на уровне бакалавриата вряд ли оправдана с позиции дальнейшего трудоустройства выпускников в организациях, агентствах, занимающихся туризмом. Более приемлемым является реализация программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации, обучение в магистратуре для подготовки специалистов по заказам субъектов и муниципалитетов АЗРФ. Высказывалось также мнение, что арктический туризм всё же нишевой, дорогостоящий продукт, не рассчитанный на широкие массы туристов, что накладывает свои ограничения на развитие туризма. В то же время, потенциал арктического туризма в России используется далеко ещё не полностью.

По итогам встречи подготовлена резолюция, содержащая оценку текущей ситуации в сфере арктического туризма и рекомендации по его дальнейшему развитию. Прозвучавшие доклады специалистов будут также опубликованы в одном из ближайших номеров электронного научного журнала «Арктика и Север».

Редакция журнала «Арктика и Север»

Резолюция 4-го заседания Арктического экспертного клуба (АЭК) «Арктический туризм в России» (17 февраля 2016 года)

Организаторы:

Арктический центр стратегических исследований САФУ имени М.В. Ломоносова
Институт региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ

Обеспечение комплексного развития Арктической зоны РФ должно затрагивать не только вопросы использования природного ресурсного потенциала территории, а также обеспечения экологического равновесия и формирования особой экологической культуры в регионах Арктики, но и быть направлено на стимулирование развитие туристической деятельности. Развитие туризма в Арктике — это одно из приоритетных направлений экономической деятельности в данном регионе, обусловленное как высоким природным и культурным её потенциалом, так и высоким мультипликативным эффектом на комплексное развитие территории. Безусловно, реализация туристических возможностей арктических регионов должна обеспечиваться за счёт четко отлаженной и выстроенной системы управления развитием как самой туристической отрасли, так обеспечивающих ее нормальное функционирование отраслей. Ключевыми принципами разработки, реализации и контроля определенных стратегических мероприятий являются их скоординированность, взаимоувязанность и последовательность, подкреплённая необходимой нормативно-правовой базой. Значение здесь имеют также объёмы и полнота финансирования, применение моделей ГЧП в развитии туристской инфраструктуры. Кроме того, важной составляющей сбалансированного развития Российской Арктики является формирование прочной научно-исследовательской и методологической базы освоения потенциала территории, обеспечивающей выбор наиболее рациональных мер и механизмов государственного, муниципального, общественного и корпоративного управления.

По результатам 4-го заседания АЭК была сформулирована приоритетная повестка для органов государственной власти (федерального и регионального уровней) развития АЗРФ в сфере туристско-рекреационной деятельности, а также предложены организационно-экономические, институциональные, законодательные меры и мероприятия.

Развитие туристского сектора в Арктике должно базироваться на научных разработках и государственном регулировании, с учётом серьезных финансовых вложений и привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Природно-рекреационный и историко-культурный потенциал российской Арктики в настоящее время не получил должной оценки, а его использование для развития туристской отрасли является фрагментарным и не приносящим доходов, а в ряде случаев наносит непоправимый вред окружающей среде и объектам историко-культурного и природного наследия.

Ряд арктических регионов России на сегодняшний день не имеет внятной, обоснованной Концепции по развитию Арктического туризма, отсутствует комплексная экономико-географическая оценка природного и историко-культурного наследия Арктики как основы туристской аттрактивности территории, в том числе оценка природоёмкости для дальнейшего использования этих территорий в качестве туристских дестинаций.

Оценка природного и историко-культурного потенциала должна проводиться для каждого импактного района Арктики, потенциально обладающего привлекательностью для туриста. Историко-культурные объекты, в том числе памятники истории освоения Арктики, нуждаются в реставрации, подвергаются значительному разрушению, в том числе и по вине самодеятельных туристов. Отмечается крайне низкая популяризация Арктики как туристского региона для внутреннего туризма, проектных и уже существующих туристических маршрутов среди российских потребителей, высокая стоимость туров. Существующие и реально «работающие» туристические маршруты в основном ориентированы на материковую часть российской Арктики. Наблюдается острый дефицит специалистов в области арктического туризма.

1. Научно-практическое обоснование целей и задач развития туризма в Арктике, формирование методических основ подготовки квалифицированных кадров для развития арктического туризма, актуализация и совершенствование природоохранного законодательства в условиях осуществления туристической деятельности.

  • Создание единого терминологического аппарата арктического туризма.

  • Проведение физико-географических, экономико-географических и экологических обоснований создания правовых, экономических и организационных условий для развития туризма.

  • Разработка и апробация методики комплексной экспертной оценку туристского потенциала импактных территорий и разработка конкретных, готовых к реализации, турпродуктов для развития российского арктического туризма.

  • Проведение экспертной оценки инвестиционной привлекательности импактных туристских районов на основе анализа инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска.

  • Разработка концепции региональной инновационной системы по водным ресурсам АЗРФ с целью консолидации усилий по формированию системы правовых норм, регулирующих общественные отношения в области использованию, охраны и восстановления водных объектов АЗРФ и создания модели основ безопасного туризма при формировании туристско-рекреационной системы Арктики.

  • Разработка образовательных программ для осуществления подготовки и переподготовки кадров по туристическим специальностям.

  • Формирование рабочей исследовательской группы в рамках международного арктического регионального сотрудничества для создания концепции развития туризма в Арктике на основе водноресурсного принципа, учитывающего особенности природно-территориального и природно-ресурсного и этно-культурологического потенциала региона. Необходимо выделение государственного гранта для выработки научно-обоснованного направления по формированию основ комплексного развития туризма в Арктике.

Минобразования РФ, Минкультуры РФ, Ростуризм.

2. Обеспечение конкурентоспособности северного туристического продукта и сокращения издержек на проведение маркетинговых исследований.

  • Субсидирование «оригинальных северных туристических продуктов» на стоимость северных удорожаний и транспортные расходов в составе оказываемых туристических услуг.

  • Субсидирование расходов на проведение маркетинговых исследований в сфере проектирования и продвижения северного туристского продукта.

Ростуризм, региональные органы исполнительной власти АЗРФ.

3. Определение роли приарктических территорий в Арктическом туризме, как вспомогательного инструмента развития АЗРФ, включая разработку нормативно-правовых актов по определению статуса территорий, не относящихся к АЗРФ, но влияющих на её социально-экономическое развитие:

  • Разграничение понятия сухопутных территорий АЗРФ от «вспомогательных» территорий, способствующих их экономическому развитию, на примере Приморского края.

  • Оценка уровня социальной причастности и экономической стабильности территорий, не относящихся к Арктической зоне РФ, но способствующих её развитию (с учётом использования и потенциала развития Северного морского пути (СМП)).

  • Формализация и нормативное закрепление приарктических территорий и создание индивидуальных программ смежного развития в зависимости от их «причастности» к субъектам Арктической зоны РФ.

Минэкономразвития РФ.

4. Разработка правил и стандартов страхования туристов в Арктике и на акватории СМП, включающих формирование специальной обязательной программы по страхованию жизни и здоровья человека, согласно утверждённым туристическим пакетам:

  • Определение списка туристических пакетов, реализуемых на территории Арктической зоны РФ, на акватории СМП с выделением трёх сегментов (сухопутного, морского, смешанного).

  • Создание перечня опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека в Арктике и на акватории СМП, и определение мер ответственности всех структур, принимающих обязательства по их соблюдению.

  • Формирование специальных обязательных программ страхования жизни и здоровья людей (примечание: данный вид страхования не должен распространяться на людей, зарегистрированных и проживающих в АЗРФ, перемещающихся по акватории СМП и не являющихся туристами).

  • Формирование перечня страховых случаев для туристов в Арктике и на акватории СМП и организаций способных оказать экстренные медицинские услуги.

Ростуризм, Минтранспорта РФ, Департамент страхового рынка ЦБ РФ, Росздравнадзор, Правительственная комиссия по вопросам охраны здоровья граждан.

5. Разработка теоретической и методологической базы развития экологического туризма; расширение научно-практических исследований для оценки рекреационной емкости территорий и акваторий ООПТ АЗРФ по приему туристов, включая проведение семинаров для рассмотрения конкретных вопросов и методов их решения.

  • Расширение возможностей внедрения экологического туризма на ООПТ АЗРФ.

  • Создание единого терминологического аппарата экологического туризма.

  • Решение возникающих конфликтов рекреационного с природоохранным и традиционным природопользованием.

  • Развитие инфраструктуры ООПТ.

  • Разработка методов оценок рекреационной ёмкости территорий и акваторий ООПТ.

  • Подготовка кадров в области экологического туризма.

  • Продвижение программ экологического туризма с учетом высокой уязвимости арктических экосистем.

  • Формирование программ развития экологического туризма с учётом сохранения наследия коренных народов Севера и возможности вовлечение местного населения в экономическую деятельность.

  • Организация системы дополнительного образования (повышения квалификации, переподготовки и т.п.) как в очной, так и в заочной (дистанционной) формах для сотрудников ООПТ, туристических компаний и местного населения.

Минобразования РФ, Минприроды РФ.

6. Совершенствование нормативно-правовой базы развития Арктического туризма.

  • Законодательное закрепление понятия арктического туризма и связанных со спецификой региона видов туристической деятельности, и возникающих в процессе их осуществления отношений.

  • Разработка и утверждение Закона о туризме как законодательного акта, направленного на регулирование всех видов отношений, возникающих между федеральными, региональными и муниципальными властями, участниками туристического рынка, инвесторами, потребителями туристических услуг, и достижение приоритетов государственной политики в сфере развития туризма. Целью применения данного Закона должны стать обеспечение развития регионов и туристских центров, формализация отношений государства с одной стороны и частного бизнеса: инвесторов, непосредственных участников туррынка, а также потребителей услуг — с другой стороны.

  • Совершенствование реализации 172-ФЗ[1] в части уточнения действующих документов стратегического планирования по развитию Арктики и туризма на федеральном и региональном уровнях. В данных документах должны быть усилены целеполагание и взаимоувязанность на всех уровнях системы стратегического управления приоритетов и задач развития арктического туризма. Анализ программно-целевых инструментов реализации приоритетов, заложенных в стратегических документах регионов АЗРФ, показал, что они в настоящее время не носят комплексного характера и направлены в большей мере на решение задач обеспечения нормальной работы муниципальных (или региональных) учреждений, связанных с туризмом, и не носят комплексного характера.

Минэкономразвития РФ, Минкультуры РФ, Ростуризм.

7. Формирование условий развития малого предпринимательства в сфере туризма в регионах АЗРФ, включающих корректировку региональных и федеральных программ, разработку муниципальных программ развития туризма, развитие туризма в арктических регионах как одного из направлений диверсификации экономики в арктических моногородах.

  • Стимулирование развития предприятий малого бизнеса в сфере туризма.

  • Упрощение процедуры выделения земельных участков предприятиям малого бизнеса в сфере туризма.

  • Освобождение от арендной платы на землю предприятий малого бизнеса в сфере туризма на срок 3—5 лет в зависимости от сроков реализации и окупаемости разработанных проектов.

  • Постоянный мониторинг новых туристских продуктов в регионе, размещение и постоянное обновление информации о них на сайте туристского информационного центра.

  • Снижение проверочной нагрузки на малый и средний бизнес в сфере туризма со стороны контрольно-надзорных органов.

  • Организационная и информационная помощь в разработке новых межрегиональных туристских продуктов, реализуемых в рамках арктической зоны.

Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, Минэкономразвития РФ, Ростуризм.

8. Развитие морского туризма на базе Мурманского и Архангельского морских портов и проведение маркетинговых исследований потребителей турпродукта в сфере морского туризма, включая разработку программ продвижения морского туризма.

  • Разработка прогноза потребностей в морском туризме

  • Разработка программы развития морского туризма

  • Разработка маршрутов и направлений морского туризма

  • Создание единого туроператора в АЗРФ по развитию морского туризма.

Ростуризм, Минкультуры, региональные органы исполнительной власти субъектов АЗРФ.



[1] Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»


Возврат к списку