About the journal Editorial Policy For authors Archives Advanced search Arctic News |
21.09.2011 15 сентября 2011 года в Институте управления и регионологии САФУ редакция журнала «Арктика и Север» провела круглый стол по теме: «Культурно-этническая идентичность русских поморов». В обсуждении этой проблемы участвовали: Ануфриев Виталий Владимирович, кандидат философских наук, автор монографии «Русские поморы» (М., 2008); Лукин Юрий Федорович, доктор исторических наук, профессор САФУ, главный редактор журнала «Арктика и Север»; Соловьева Анна Николаевна, доктор философских наук, профессор, заместитель директора Института управления и регионологии по международным отношениям. Почему обсуждалась именно эту тема? Во-первых, чрезвычайно актуальной в последние год-два стала проблема кризиса мультикультурализма и поиска современной культурно-этнической идентичности в условиях глобализации. Во-вторых, необходимо понять, насколько актуальна проблема кризиса мультикультурализма для России — это вопрос остаётся открытым и требует публичного обсуждения, проведения дальнейших исследований, в том числе на материалах Арктики и Севера. В-третьих, 2011 год в Архангельской области проходит под знаком года Поморской культуры. 17 сентября в Архангельске состоялся IVМежрегиональный съезд поморов, что актуализирует проблему культурно-этнической идентичности русских поморов. Кто такие поморы? Где их культурно-исторические корни? Поморы или русские поморы, — как правильно идентифицировать эту культурно-этническую группу сегодня? В процессе обсуждения на круглом столе затрагивались следующие вопросы: 1. Проблема кризиса мультикультурализма и идентичности геокультурного пространства Европейского Севера. В современном глобальном мире основными являются два типа идентичности: гражданско-правовая и религиозно-культурная (или этническая). Мультикультурализм как иделогия постмодернизма был принят de jure: Канадой (1971), Швецией (1975), США, Австралией, Новой Зеландией, Нидерландами, Францией, Германией, Великобританией; принят de factoФинляндией, Норвегией, Испанией, Бельгией и др. Однако о провале политики мультикультурализма уже заявили канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Николя Саркози, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон; бывшие премьер-министры Австралии — Джон Ховард, Испании — Хосе-Мария Аснар, Бельгии — Ив Летерм; генеральный секретарь Совета Европы и бывший премьер-министр Норвегии — Торбьёрн Ягланд. США планируют полностью свернуть программу транснациональной лотереи с выигрышем greencard (американский вид на жительство)[1]. Можно ли говорить применительно к России о кризисе мультикультурализма или культурного многообразия, множественности разных культур? О снижении уровня толерантности к людям другой национальности. Почему? Многие социологи отмечают, что радикальные изменения в российском обществе вызвали трансформацию ценностей в сфере межэтнических отношений. В этом плане проблема культурно-этнической идентичности представляет исключительный интерес как с точки зрения науки, так и с точки зрения практики. Насколько актуальна проблема кризиса мультикультурализма для России — это вопрос остаётся открытым и требует публичного обсуждения, проведения дальнейших исследований, в том числе на материалах Арктики и Севера.
2. Что понимается под культурной, этнической, религиозной, гражданской, правовой, психологической идентичностью? Какой тип идентичности является определяющим для русских поморов? 3. Основные религии русских поморов: а) православие (Русская православная церковь); б) старообрядчество. Древлеправославная поморская церковь со времени Крещения Киевской Руси св. равноапостольным князем Владимиром никогда не изменяла текст Символа Веры; не изменяла написание имени Iсуса Христа; до сегодняшнего дня употребляет исключительно лишь истинное погружательное крещение, следуя 50-му Правилу Святых апостолов; не изменяла текст молитвы при чине крещения; никогда не переменяла форму сложения перстов для крестного знамения; никогда при каждении и при крестном ходе не ходила против солнца; не изменяла текст молитвы Святому Духу — Царю Небесныи; в молитвословии не изменяла молитву Аллилуия; для поклонения в молитвах всегда употребляет восьмиконечный Крест; до сегодняшнего дня сохранила древний, византийский стиль иконописания; до сегодняшнего дня сохранила знаменный, унисонный церковный распев[2]. в) Вплоть до XIX века в Поморье существовали поселения, где исповедовали дохристианскую веру. Как вы думаете, какой веры придерживаются современные поморы?Их конфессиональная идентичность? Почему в сентябре отмечается поморский Новый год — Новолетие 7520 лет от сотворения мира. Как известно христиане ведут летоисчисление от Рождества Христова (2011 год сейчас). Является ли Новолетие христианской традицией? Или поморский Новый год — это просто перфоманс; ещё один замечательный праздник для всех северян; новый бренд Русского Севера? 4. Какова роль моря в развитии поморов как этнокультурной группы русского народа? Можно ли относить население, проживающее, например, в Коноше, Каргополе, Няндоме, Плесецке и в других местах, удаленных не только от Белого моря, но и вообще от крупных речных артерий к поморам? Правомерно ли вообще всю Архангельскую область включать в современное Поморье? 5. Почему вопрос новгородского происхождения поморов является ключевым в определении их культурно-исторической идентичности? В общественном сознании искусственно формируется «новая этнокультурная идентичность» поморов, основанная в первом случае на доминировании финно-угорского начала в поморской культуре; а во-втором случае — на утверждении уникальности, обособленности, самодостаточности феномена поморов. Нередко можно встретить утверждение о том, что поморы — потомки древних новгородцев и карел, селившихся начиная с XII века на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря. От этнонима «поморы» произошел топоним юго-западного побережья Белого моря — Поморский берег. Как и когда появились поморы в Беломорье? Кто такие «новгородские поморцы»? 6. В статье из альманаха «Лица России» говорится, что «У поморов славная история. Из поморов вышли такие знаменитые люди, как ученый Михаил Ломоносов, скульптор Федор Шубин, священник Иоанн Кронштадтский, а также такие землепроходцы, как Ермак Тимофеевич, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров. Бессменный управитель Аляски Александр Баранов тоже был родом из поморов»[3] (http://www.rusnations.ru/etnos/pomor/). Это очередной историческиймифили существуют какие-то реальные основания относить к поморам всех знаменитых людей Русского Севера, Двинской земли, Пинежья, Каргополья? В общем все поморы. Согласны ли Вы с таким утверждением? 7. Включенность» человека в этничность — проблема психологическая" утверждает Валерий Собольников, профессор кафедры ЮНЕСКО при НГУ и СО РАН. Согласны ли вы с этим утверждением? То есть главное сегодня в определении идентичности — это самоидентификация самой личности, её менталитет, социально-психические качества. Какие это качества, черты поморского характера? Что такое «поморская душа»? 8. По Всероссийской переписи населения 2002 года самоидентифицировали себя как поморы — всего 6571 человек, в том числе 6289 (95,7%) в Архангельской области; 127 — в Мурманской области (1.9%). Как выдумаете, почему не было зафиксировано поморов в Республике Карелия и в Ненецком автономном округе? Хотя все эти территории исторически входили в ареал распространения поморов как особой этнокультурной группы русского народа, в российское Поморье? 9. Так, кто же они русские поморы?
В заключение можно отметить, что обсуждаемые вопросы о культурно-этнической идентичности русских поморов безусловно требуют дальнейшего научного осмысления без политической ангажированности в спокойной творческой атмосфере. Мы считаем, что сделали первый такой шаг в этом направлении, публично обсуждая самые острые проблемы мультикультурализма и гражданско-правовой, религиозной, культурной, этнической, психологической идентичности русских поморов. Несомненно, что в ХХI веке происходит трансформация культурно-этнической идентичности русских поморов. Если ранее определяющими были критерии места расселения (Беломорье), новгородское происхождение поморов, приоритет морской культуры, морских промыслов и другие, то сегодня важнее всего самоопределение, духовно-культурная самоидентификация гражданина Российской Федерации, где бы он не проживал, чем бы он не занимался, к какому бы этносу не принадлежал. В искусственном формировании «новой» этнокультурной, интернациональной идентичности поморов нельзя исключать и роль использования ресурсно-финансового фактора, подходов к этой сложнейшей проблематике с позиций ведения бизнеса, приносящего свои дивиденды. Кому это выгодно? Эти и другие вопросы могут стать темой дискуссии для следующей встречи. Ю. Ф. Лукин, главный редактор журнала «Арктика и Север»
[1] Шадрина О. Н. Геокультурное пространство Европейского Севера: идентичность в условиях глобализации. URL: http://narfu.ru/aan/article_index_years.php? ELEMENT_ID=20415 (дата обращения: 15.09.2011)
[2] о. Алексий Жилко. Догматические основы Древлеправославной Поморской Церкви и ее современное состояние в Латвии. URL: http://shh.neolain.lv/seminar14/dogmatic%20osnovi.htm (дата обращения: 15.09.2011) [3] URL: http://www.rusnations.ru/etnos/pomor/ (дата обращения: 15.09.2011) |