About the journal Editorial Policy For authors Archives Advanced search Arctic News

СМП вновь оживает!

Версия для печати

29.04.2011

СМП вновь оживает!

© Юрий Лукин, д.и.н., профессор, директор НОЦ «Институт Арктики»

  Во время своих визитов в Данию и Швецию 26-27 апреля 2011 года председатель российского правительства В.В. Путин несколько раз упомянул город Архангельск. В какой связи это было сделано? Почему наш город становится таким популярным в этом году? Читайте об этом в данной статье.

В датском королевстве

  Премьер-министр Дании Л. Лёкке Расмуссен, выступая на совместной с В.В. Путиным пресс-конференции, заметил: «В политическом отношении нас однозначно объединяют общие интересы, нас объединяет заинтересованность в устойчивом развитии Арктики и в Балтийском море»[1]. Путин В.В. в свою очередь более широко развернул арктическую составляющую их диалога. «Особое место на переговорах было уделено сотрудничеству в Арктике. Россия и Дания как государства, имеющие выход к Северному Ледовитому океану, несут особую ответственность. Мы удовлетворены качеством нашего взаимодействия в арктическом регионе, единого мнения, что все возникающие вопросы должны быть урегулированы самими арктическими государствами на базе существующих международных норм, прежде всего Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года – это один из главных постулатов пятёрки прибрежных арктических государств. Мы информировали наших коллег о том, что увеличивается поток судов, которые передвигаются по Северному морскому пути, и, по нашему мнению, по мнению наших экспертов, в ближайшие годы в 10 раз может увеличиться грузопоток по Северному морскому пути, поскольку это гораздо выгоднее, чем проходить судам через Суэцкий канал, – это сокращает транспортные расходы, уменьшает стоимость товара, перевозимого в Азиатско-Тихоокеанский регион. Символично, что первым иностранным судном, которое прошло по Северному морскому пути, было именно датское судно. Кстати говоря, мы приняли решение, я об этом ещё господину Расмуссену не говорил… Мы сейчас продолжаем строительство флота для использования в этих широтах и приняли решение одному из ледоколов, который будет одним из самых современных в мире, присвоить имя Витуса Беринга. Имею в виду, что он, во-первых, датчанин, а во-вторых, выдающийся российский исследователь. Причём он работал как раз в этих широтах, на Дальнем Востоке. Думаю, что этот ледокол, о котором я говорю, в конце 2012 года мы уже спустим на воду в Санкт-Петербурге. Он будет работать именно там, где в своё время проводил исследования Витус Беринг. Пользуясь случаем, приглашаю датских специалистов принять участие в ставшем уже ежегодным форуме «Арктика – территория диалога», который организует Русское географическое общество. Форум на этот раз пройдёт в Архангельске осенью этого года (2011) и будет посвящён как раз освоению Северного морского пути»[2]. Пусть простит меня наш читатель за столь длинную цитату. Но в ней нашли отражение в концентрированном виде и вопросы взаимодействия арктических государств, и перспективы развития Северного морского пути. И продвижение имиджа Архангельска как столицы Севморпути. Далее были также затронуты проблемы состава Арктического совета, статуса наблюдателей.

  Россия начинает осваивать вновь Северный морской путь по Северному Ледовитому океану из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион. Об этом В.В.Путин сказал ещё раз при посещении штаб-квартиры концерна «А.П.Меллер-Мэрск». Датским компаниям предоставляется возможность не только осваивать и использовать сам Северный морской путь, но и принять участие в его обустройстве, в том числе его технологическом обустройстве. «Это два разных бизнеса, и оба очень большие. Мы можем и должны продолжить сотрудничество в сфере освоения месторождений углеводородного сырья»[3].

Лед тает и корабли идут: хроника арктических рейсов-2010

  Что изменилось в процессе эксплуатации Северного морского пути[4], чтобы появились такие оптимистические, обнадеживающие высказывания российского лидера о десятикратном увеличении здесь грузопотока? «Лед тает и корабли идут», восторженно восклицает интернет-издание Barents-Observer. Это норвежский Интернет-портал, собирающий информацию из района Баренцева моря, уверен в том, что лето 2010 года, когда был совершен эпохальный прорыв в арктической судоходной навигации, войдет в учебники истории[5]. Можно утверждать, что навигация 2010 года уже вошла в отечественную историю как начало возрождения Северного морского пути для торгового судоходства и международного транзита грузов. За два месяца по Северному морскому пути прошли несколько судов различных типов и характеристик. Хроника арктических рейсов-2010 выглядит следующим образом.

1.Первый коммерческий рейс по Севморпути-ХХI состоялся в августе 2010 года. Высокотехнологичный двухкорпусной танкер «Балтика» нового поколения усиленного ледового класса дедвейтом 117 тысяч тонн (в мире построено всего 4 аналогичных танкера типа «Афрамакс» с подобным ледовым классом) доставил газоконденсат добытый на Ямале в Китай по маршруту: Мурманск, Новая Земля, мысы Челюскин, Санникова, пролив Дежнева и дальше в сторону Южного Сахалина и Китая. Капитан танкера Александр Никифоров отметил, что «Никогда еще суда такого размера Северным морским путем транзитное плавание не осуществляли - мы будем первыми. Была проведена дополнительная подготовка - экипаж усилен двумя капитанами, имеющими большой опыт плавания в ледовых условиях. Я думаю, мы справимся»[6]. И действительно всё получилось! Танкер «Балтика» принадлежащий судоходной компании «Совкомфлот» с небывалым объемом груза углеводородов в 70 тысяч тонн компании «Новатек» вышел из порта Мурманск 14 августа 2010 года. 17 августа его взял под проводку атомный ледокол «Таймыр», а на следующий день к ним присоединился атомоход «Россия». Одновременно на соединение с караваном из Мурманска отправился форсированным ходом атомный ледокол «50 лет Победы» с аварийно-спасательным оборудованием. К каравану также присоединились теплоход «Капитан Чухчин», гидрографические суда «Иван Киреев» и «Петр Котцов», которые вели промер глубин на пути следования. 24 августа караван прибыл в район мыса Шелагский Чаунской губы. Атомоходы встали на рейде Певека. Караван в составе атомохода «Россия» и танкера «Балтика» 25 августа продолжил движение по маршруту рейса в сторону пролива Лонга. Таким образом, арктическая часть маршрута была пройдена досрочно, во многом благодаря профессионализму специалистов атомного флота, ещё раз доказавших, что без атомных ледоколов в Арктике делать нечего. После завершения ледовой проводки танкер «Балтика» прошел мыс Дежнева и вышел через Берингов пролив в Тихий океан[7].

Рисунок 1. Россия идет Северным путем. Танкер «Балтика». URL: http://inforotor.ru/news/9463495

  По мнению руководства «Атомфлота», эта транспортировка оказалась успешна и оправдала себя. Расстояние от Мурманска до Шанхая при следовании по Севморпути составляет 6,6 тыс. миль, а по альтернативному маршруту через Суэцкий канал — 11 тыс. миль. При следовании танкера из Мурманска путь в один конец занимает 22 дня, а через Суэцкий канал — 42. Экономия — 20 суток в один конец, а с учетом времени на возвращение — 40 суток. Кроме того, существенно снижается расход топлива. Судно водоизмещением 100 тыс. тонн — таков танкер «Балтика» — потребляет в сутки 55 тонн мазута, стоящего 400 долларов за тонну. За рейс по СМП экономия на мазуте достигала почти миллиона долларов. Плюс ко всему плата за проход через Суэцкий канал с грузом стоила бы «Балтике» 250 тыс. долларов. По мнению генерального директора «Атомфлота» Вячеслава Рукши транзитные перевозки по СМП экономически обоснованы для судов дедвейтом 50–100 тыс. тонн[8]. Хотя тарифы на ледовую проводку «Балтики» неизвестны, очевидно, что в 2010 году отрабатывалась на практике их оптимальная величина. «Я бы не относился к этому рейсу как к показухе. Это начало новейшей истории освоения СМП, которая показывает: предложенный маршрут доставки грузов с северных месторождений в Юго-Восточную Азию гораздо короче. И если прогнозы относительно уменьшения льдообразования в Арктике оправдаются, то этот путь станет еще более эффективным», — утверждает глава «Росморпорта» Игорь Русу[9]. В ходе экспериментального рейса особое внимание уделялось безопасности, на атомоходе «50 лет Победы» имелись водолазы и специалисты по ликвидации разливов нефти. Собранная картографическая информация о состоянии Северного морского будет способствовать регулярным доставкам энергоресурсов из бассейна Баренцева и Карского морей на рынки Юго-Восточной Азии. Осадка «Балтики» - около пятнадцати метров, в истории освоения Северного морского пути здесь еще ни разу не проходило ни одно судно с такой большой осадкой[10].

2. В сентябре 2010 из Норвегии в Китай Северный морской путь прошел транзитом датский балкер «Nordic Barents» с грузом железорудного концентрата. Торговое датское судно вышло из норвежского порта Киркенес и прошло вдоль холодных российских берегов вместо того, чтобы двигаться в западном направлении через Суэцкий канал. Таким образом транспортный маршрут этого 41 000-тонного судна, груженого железной рудой, был сокращен на 12 дней и составил 21 день. Несмотря на дополнительные расходы, связанные с оплатой услуг двух российских атомных ледоколов, норвежская горнодобывающая компания Sydvaranger надеется на получение хорошего дохода.

3. Автомобильно-пассажирский паром «Георг Отс» также преодолел путь от Санкт-Петербурга до Владивостока в 2010 году. Не предназначенный для плавания в ледовых условиях паром «Георг Отс» стал первым в истории пассажирским судном, прошедшим через акватории арктических морей от Мурманска до пролива Дежнева и далее вдоль восточных рубежей России. Теплоход-паром «Георг Отс» вышел из Мурманска 9 сентября. Миновав открытую воду, паром встал под проводку атомного ледокола «Таймыр». Для прохождения через ледовую перемычку Таймырского массива к судам присоединился атомоход «Россия». Пройдя проливом Санникова, паром был взят под проводку ледоколом «50 лет Победы», который сопровождал паром и по наиболее сложному участку — ледовой перемычке Айнского массива в акватории Восточно-Сибирского моря[11].

Рисунок 2. URL: http://www.scanex.ru/ru/news/News_Preview.asp?id=n18316175

С 2012 года паром «Георг Отс» планируется использовать в обслуживании саммита стран Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС).

4. Дизель-электроход «Мончегорск», один из пяти арктических контейнеровозов ОАО «ГМК «Норильский никель», 16 сентября 2010 года отправился по маршруту Мурманск — Дудинка — Пусан — Шанхай — Находка — Дудинка. Ровно через два месяца, 16 ноября, судно вернулось в Дудинку. Рейс был уникальным, ранее никто через Арктику в Азию без проводки ледоколами не ходил. «Мончегорск» отвез металл «Норильского никеля» в Китай, то есть непосредственно потребителю. На дорогу до Шанхая и обратно дизель–электроход потратил 58 суток, в том числе ходовое время — 41 сутки. Для сравнения: общее ходовое время через Суэцкий канал обычно составляет 84 сутки. Таким образом, новый маршрут более чем в два раза сэкономил время доставки металла потребителю. Это, естественно, экономит и деньги компании. Во время обратной дороги «Мончегорск» поставил своеобразный рекорд для столь поздних сроков навигации: расстояние от мыса Дежнева, это северо–восточная оконечность Азии на Чукотском полуострове, до Дудинки им было пройдено чуть больше чем за семь суток[12]. Общее расстояние, пройденное за круговой рейс Дудинка-Проведения-Пусан-Шанхай-Находка-Дудинка - 11 320 морских миль, средняя скорость на морских переходах - 11,5 узла. Расстояние, пройденное по трассам Северного морского пути, составило 5 162 морские мили, из них 2 545 миль по чистой воде, 2 617 миль - в ледовых условиях. Общее время плавания по трассам СМП - 15,7 суток, средняя скорость - 13,7 узла[13]. Капитан дизель–электрохода «Мончегорск» Сергей Кудрявцев отмечал, что «В западном секторе Восточно–Сибирского моря, в трехстах километрах от Большого Ляховского острова, что в архипелаге Новосибирских островов, мы встретили мощные трех–четырехметровые льды. С ними пришлось побороться, используя все возможности нашего судна: и двигаться вперед кормой, и включать все три двигателя. Но вообще–то ледовая обстановка и погода были благоприятные»[14].

Рисунок 3. Дизель–электроход «Мончегорск» URL: http://gazetazp.ru/2010/177/7

5. В середине ноября 2010 года, почти через месяц после официального завершения летне-осенней навигации на трассах СМП, атомный ледокол «Россия» отправился из Мурманска в зимний рейс на восток Арктики, чтобы обеспечить проводку шведского ледокольного буксира «Тор Викинг» из моря Бофорта на востоке Арктики в Европу. Судно обеспечивало буксировку канадской буровой установки Kulluk, проводившей бурение скважин на шельфе в море Бофорта, когда оно было свободно ото льда. Сезон закончился, и встал вопрос о возврате буксирного ледокола. У шведских моряков было три варианта пути назад, они выбрали самый короткий - по трассе Севморпути, в сопровождении атомного ледокола. Они могли выбрать и другие маршруты: через Берингов пролив в Тихий океан с переходом в Атлантику по Панамскому каналу (примерно в четыре-пять раз длиннее, чем возвращение по трассе Севморпути) или путь вдоль канадского побережья по так называемому Северо-западному проходу. Но выбор пал на СМП[15]. Проводка шведского судна заняла около девяти суток. По данным пресс-службы Росатомфлота, погодные условия были трудными - ледокол проводил частые «околки» льда вокруг шведского судна, а на одном из участков даже взял «Тор Викинг» на буксир и вплотную к своему корпусу вел сквозь ледовый массив. 28 декабря 2010 года атомный ледокол «Россия» завершил проводку шведского ледокольного буксира «Тор Викинг» по Северному морскому пути от Берингова пролива до кромки льдов в Баренцевом море[16]

Рисунок 4. Шведский ледокольный буксир «Тор Викинг».

URL: http://www.rosatomflot.ru/index.php?menuid=23&date=2010-12-0&newsid=222

Иностранный транзит вдоль берегов России

  Возвращаясь к Дании и Норвегии, отметим ещё раз, что датский балкер «Nordic Barents» стал первым иностранным торговым судном, прошедшим из Норвегии весь Северный морской путь в ХХI столетии с минимальным ледовым классом[17]. Такое согласие на проводку иностранного судна через воды РФ транзитом было дано российскими властями впервые. По оценкам специалистов только экономия топлива достигнет примерно $200 тысяч. Для сравнения - этот же маршрут, только через Суэцкий канал, как правило, преодолевается за 45 дней. «Мы стремились к этому не один год и очень рады, что, наконец, получили возможность совершить этот рейс. Северный морской путь может сыграть огромную роль для компаний севера Скандинавии и Кольского полуострова, производящих транспортировку нефти, газа, минеральной продукции и сырья на азиатские рынки, значение которых постоянно растёт, - сказал Феликс Чуди, президент норвежской компании «Tschudi Shipping Company», работающей над реализацией проводки балкера. - Северный морской путь может обеспечить серьёзную экономию для судовладельцев и грузоотправителей, а в довершение - при проходе по СМП исключена угроза пиратских нападений»[18].

Рисунок 5. Nordic Barents - балкер ледового класса.

URL: http://tavrida.co.ua/3501-vsled-za-tankerom-sovkomflot-po-smp-poydet-datskiy-balker-s-minimalnym-ledovym-klassom.html

Прогнозы СМП на будущее

  Коммерческий интерес судовладельцев и фрахтователей к арктическому варианту транзита грузов возрастает. Это факт. Судя по имеющимся в прессе сообщениям, 2011 года может открыть новую страницу в истории СМП. По сообщению информационного агентства «ПортНьюс» (2010), генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша заявил на международной конференции «Санкт-Петербург - морская столица России»: его предприятие уже получило 15 заявок на проводку атомными ледоколами транспортных судов по трассе СМП в 2011 году. И в частности, танкер «Михаил Ульянов» ОАО «Совкомфлот» дедвейтом 70 тысяч тонн пойдет по ней уже в мае 2011 года. Однако в сентябре 2010 года в пресс-центре «Атомфлота» столь конкретную информацию корреспонденту «Мурманского вестника» не подтвердили. Были переговоры, были протоколы о намерениях, но конкретных контрактов пока не заключалось[19].

  В Норвегии считают, что если все пойдет по плану, то в 2011 году от шести до восьми судов с рудой, добытой на крупнейшем в Европе карьере в городе Бьёрневатн (Bjørnevatn), также пойдут по этому пути. Для добывающих железную руду скандинавских компаний, клиенты которых находятся на Дальнем Востоке, этот путь может стать в будущем основным маршрутом, подчеркивает значимость СМП глава судоходной компании Nordic Barents Christian Bonfils. Есть и другие прогнозы не столь обнадеживающие. Представитель страховой фирмы Det Norske Veritas Morten Mejlaender-Larsen настроен более скептически. Только в районе 2050 года, когда, в соответствии с большинством прогнозов, Северный Ледовитый океан будет круглый год свободным ото льда, этот морской путь может стать действительно рентабельным[20].

  Полны оптимизма топ-менеджеры ОАО «ГМК «Норильский никель». Директор Заполярного транспортного филиала «Норильского никеля» Игорь Уздин заявил о том, что рейс дизель-электрохода «Мончегорск» осенью 2010 года является для компании важным событием. «Как известно, основные потребители продукции «Норильского никеля» находятся в Юго–Восточной Азии: это развивающиеся усиленными темпами Китай, Индия и другие страны. Доставка готовой продукции до них обычно осуществлялась через европейские порты Роттердам и Гамбург. Но с этим рейсом впервые осуществлена поставка напрямую конечным потребителям, без посредников. Анализ рейса будет сделан позже. Но уже сегодня можно сказать, что это выгодно, ведь скорость доставки сокращена почти в 2,5 раза. В следующем (2011) году мы будем продолжать прямые рейсы в Юго–Восточную Азию через Северный морской путь без сопровождения ледоколов»[21]. Из Китая ОАО «ГМК «Норильский никель» планирует доставлять производственное оборудование, наладить контейнерные перевозки.

  Проводки судов по СМП в 2010 году показали необходимость создания в Арктике эффективно действующей инфраструктуры для снабжения морского торгового флота, средств МЧС и безопасного мореплавания. Основными портами СМП являются Мурманск, Архангельск, Кандалакша, Харасавэй, Диксон, Дудинка, Игарка, Хатанга, Тикси, Певек. в инфраструктуру СМП необходимо вложить 46,5 млрд. руб. В настоящее время новые порты возводятся и проектируются как основа для освоения нефтегазовых месторождений (Харасавэй, Варандей, Приразломное). Есть и проекты строительства многоцелевых портов в бухтах Индига и Белушья Губа, Печенге и Ясе (Обская губа).

  Однако пока ещё активность арктического судоходства не превышает тех результатов, которые были достигнуты в прежние годы. По данным В.В. Михайличенко, исполнительного директора

«Некоммерческого Партнерства по координации использования Северного морского пути», которые он приводил в своём выступлении в Нарьян-Маре 16.07.2009 на международной конференции «Арктические перспективы: ХХI век» максимальный объем грузоперевозок был достигнут в 1987 году и составлял 6 579 тысяч тонн. Когда будет достигнут такой объём в двадцать первом веке?

  Общий вывод всё же можно сделать вполне оптимистичный. Россия намерена в ближайшие годы значительно расширить объемы грузоперевозок по Северному морскому пути. Об этом говорил В.В. Путин во время своих визитов в Данию и Швецию (в 10 раз). Реальность этого подтверждается и тем, что в 2010 году наметился реальный тренд на увеличение грузопотока по СМП. Бизнес проявляет нарастающий интерес к грузоперевозкам по Северному морскому пути и в 2011 году.

Рисунок 6. Танкер «Балтика» и ледоколы «50 лет Победы» и «Россия». Фото: Пресс-служба ОАО «Совкомфлот».

URL: http://www.vedomosti.ru/photogallery/12355/12361#ixzz1KptAHl6D

Для справки: Танкер «СКФ Балтика» типа «Афрамакс» усиленного класса (ICE-1A-Super по меж-дународной классификации), дедвейтом 117 тыс. тонн. Высокотехнологичный двухкорпусной танкер нового поколения, спроектирован специально для работы в ледовых условиях. Ледовое усиление позволяет судну преодолевать лед толщиной до 1,0 метра. Судно отвечает всем требованиям международных конвенций, ведущих классификационных обществ и гру-зовладельцев. В настоящее время в мире построено всего 4 аналогичных танкера типа «Афрамакс» с подобным ледовым классом. URL: http://www.setcorp.ru/main/pressrelease.phtml?news_id=15339 (дата обращения: 28.04.2011)



[1] Председатель Правительства России В.В. Путин и Премьер-министр Дании Л.Лёкке Расмуссен провели по итогам переговоров совместную пресс-конференцию. Стенограмма пресс-конференции. URL: http://premier.gov.ru/visits/world/14991/events/14996/ (дата обращения: 26.04.2011)

[2] URL: http://premier.gov.ru/visits/world/14991/events/14996/ (дата обращения: 26.04.2011)

[3] В ходе рабочего визита в Данию В.В.Путин вместе с датским коллегой Л.Лёкке Рассмусеном посетил штаб-квартиру концерна «А.П.Меллер-Мэрск». Стенограмма начала встречи. URL: http://premier.gov.ru/events/news/14997/ (дата обращения: 26.04.2011).

[4] Северный морской путь (историческое название Северо-восточный проход) - кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком. Протяженность его от Карских Ворот до бухты Провидения - 5600 километров. Впервые пройден с запада на восток в 1878-1879 годах шведской экспедицией Норденшельда. За одну навигацию Севморпуть впервые пройден в 1932 году советской экспедицией Отто Шмидта. Справка РГ. URL: http://www.rg.ru/2011/01/27/reg-dvostok/perevozki.html (дата обращения: 26.04.2011).

[5] Reinhard Wolff. Новые морские пути в тающем Северном Ледовитом океане ("Die Tageszeitung", Германия). URL: http://www.inosmi.ru/world/20100908/162750167.html (дата обращения: 26.04.2011).

[6] Коган К. На первый коммерческий рейс по Севморпути вышел танкер «Балтика». URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=386131(дата обращения: 28.04. 2011).

[7] Ледоколы завершили проводку танкера «Балтика» по Севморпути. URL: http://www.rian.ru/economy/20100827/269531450.html (дата обращения: 28.04. 2011).

[8] Журнал «Эксперт»: Перспективы формирования хаба в Петропавловске-Камчатском имеют шансы на реализацию. По мнению аналитиков, в первую очередь необходимо создать условия для активного использования Севморпути для собственных нужд страны. 21.12.2010. URL: http://inforotor.ru/visit/9463495?url=http://severdv.ru/news/show/?id=46612 (дата обращения: 28.04. 2011).

[9] Там же.

[10] Танкер-гигант «Балтика», выполняющий экспериментальный рейс по Севморпути, вошел в море Лаптевых.URL: http://www.ptr-vlad.ru/news/society/34726-tanker-gigant-baltika-vypolnjajushhijj.html (дата обращения: 28.04. 2011).

[11] Пассажирский паром «Георг Отс» совершил беспрецедентный проход по трассе Севморпути: спутниковые снимки помогли оптимизировать маршрут. URL: http://www.scanex.ru/ru/news/News_Preview.asp?id=n18316175 (дата обращения: 28. 04. 2011).

[12] Арктика-Азия — транзит. Дизель–электроход «Мончегорск», один из пяти арктических контейнеровозов «Норильского никеля», вернулся из экспериментального рейса в Юго–Восточную Азию на десять дней раньше запланированного срока. Судно первым в мире прошло по Северному морскому пути без ледокольного сопровождения. URL: http://gazetazp.ru/2010/177/7/(дата обращения: 28.04. 2011).

[13] Дизель-электроход «Мончегорск» вернулся из Шанхая. URL: http://www.norcom.ru/pages/41396.html /(дата обращения: 28.04. 2011).

[14] URL: http://gazetazp.ru/2010/177/7/(дата обращения: 28.04. 2011).

[15] URL: http://inforotor.ru/visit/9463495?url=http://severdv.ru/news/show/?id=46612 (дата обращения: 28.04. 2011).

[16] URL: http://www.rian.ru/arctic_news/20101228/314439059.html (дата обращения: 28.04. 2011).

[17] Датский балкер Nordic Barents является первым иностранным судном. URL: http://www.sovfracht.ru/?year=2010&month=8&lnk_type=2&news_cod=&num_bookmark=1 (дата обращения: 26.04. 2011).

[18] Еще два судна - паром «Георг Отс» и балкер «Nordic Barents» - вслед за «СКФ Балтика» готовы покорить Северный морской путь. URL: http://www.fishkamchatka.ru/?cont=long&id=24808&year=2010&today=01&month=09&PHPSESSID= (дата обращения: 28.04.2011)

[19] Попов Андрей. Появятся в Арктике спасатели // Мурманский вестник. – 2010.- 21 сентября. URL: http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201009213451 (дата обращения: 28.04. 2011)

[20]Reinhard Wolff. Новые морские пути в тающем Северном Ледовитом океане («Die Tageszeitung», Германия) URL: http://www.inosmi.ru/world/20100908/162750167.html (дата обращения: 28.04. 2011)

[21] Арктика – Азия - транзит. URL: http://gazetazp.ru/2010/177/7/(дата обращения: 28.04. 2011).


Возврат к списку