About the journal Editorial Policy For authors Archives Advanced search Arctic News |
02.02.2014 30 января 2014 года на сайте Белого дома опубликован План реализации национальной стратегии США для арктического региона (Implementation Plan for The National Strategy for the Arctic Region. January 2014. URL:http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/implementation_plan_for_the_national_strategy_for_the_arctic_region__fi....pdf). Национальная арктическая стратегия США, как известно, была опубликована ещё 10 мая 2013 года. На разработку и согласование плана её реализации с федеральными министерствами и ведомствами, местными органами власти, частным сектором и международными партнёрами ушло 8 месяцев. В отличие от 13-ти страничной стратегии Арктический план включает 32 страницы текста. В этих двух документах внимание концентрируется на таких направлениях политики США в Арктическом регионе, как: 1) продвижение интересов безопасности США; 2) проведение ответственного попечительства Арктического региона; 3) укрепление международного сотрудничества. Практические шаги нацелены на проведение оценки, мониторинга, междисциплинарных научных исследований, внедрение современных технологий, государственно-частного партнерства и реализацию других мер в разных сферах деятельности, включая климат, защиту арктической окружающей среды, энергетическую безопасность, благополучие, культурное и языковое наследие, здоровье человека в Арктике, топографию, картографию, гидрографию, инфраструктуру, международные отношения и т.д. В рамках данной статьи мною очень кратко затрагиваются только вопросы развития арктической инфраструктуры и продвижение интересов США в период предстоящего председательства в Арктическом Совете. Арктическая инфраструктура США В интересах обеспечения своей безопасности США планируют развивать арктическую инфраструктуру, включая морскую, авиационную, коммуникационную составляющие её. Морская деятельность в частности акцентируется на мероприятиях, связанных со строительством, техническим обслуживанием портов, развитием другой федеральной и региональной инфраструктуры, необходимой для сохранения мобильности и безопасности плавания американских военных и гражданских судов в Арктике, защиты морской торговли. Комплексный план авиационной инфраструктуры включает аэропорты, в том числе на Аляске, улучшение WAAS – американской глобальной системы распространения дифференциальных поправок для повышения точности позиционирования GPS систем, полное развертывание ADS-B наземных станций к концу 2014 года, обновление группировки геоспутников. Проводится оценка телекоммуникационной инфраструктуры в Арктике с поддержкой технологий улучшенных коммуникаций, в том числе в районах с редким населением, чтобы облегчить реагирование на чрезвычайные ситуации. В сотрудничестве с Арктическим советом рассматривается возможность Arctic-wide телекоммуникационной сети и управления спектром радиочастот. Вкладываются инвестиции в новые предприятия и оснащение установок: мощные высокочастотные радиостанции, спутниковые наземные станции, мобильные сотовые станции, волоконно-оптические кабельные сооружения и др. Для сбора информации об отслеживании судов, разливах нефти, метеорологических и гидрографических данных производится оценка затрат и выгод использования беспилотных авиационных систем (UAS). Используется система дальней идентификации и слежения (LRIT - Long Range Identification and Tracking). Эти и другие меры направлены на получение и анализ информации из различных источников, её обмен, распространение для заинтересованных сторон; разработку общих стандартов данных к концу 2016 года. Содействие международному праву и свободе морей США в своей политике и практической деятельности проводит курс на интернационализацию арктического пространства, свободу морей (Freedom of the Seas). Однако ссылки на международное право при рассмотрении вопросов свободы судоходства и полетов в Арктическом регионе выглядят несколько странными. США, как известно, до настоящего времени не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву (1982). В разделе плана о присоединении к Конвенции не указываются даже конкретные сроки решения этой проблемы. При этом ставится задача о разграничении внешней границы США в Северном Ледовитом океане и Беринговом море до 2016 года, согласовании морской границы с Канадой в море Бофорта, расширении континентального шельфа в Арктике. Также ускоряется принятие Полярного кодекса (Polar Code) в 2014 г.Рис.1. Карта «Северного Рима» из книги Лоуренса Смита «Мир в 2050 году».
Работа в Аrctic Council по продвижению интересов США США в 2015-2017 гг. будут выполнять функции председательства в Арктическом Совете. В связи с этим ставится цель не упустить возможности для продвижения арктических приоритетов США. Приоритеты председательства США в рамках Аrctic Council будут определены уже в конце 2014 года и представлены другим участникам АС. В числе других мероприятий привлекает внимание предложение провести Президентский Арктический саммит (Presidential Arctic Summit) в связи с 20-летием Арктического Совета весной 2016 года. Не совсем понятно кто будет участвовать в предлагаем саммите: президенты только 8-ми постоянных членов Аrctic Council (А8) или всех 20-ти государств, входящих сегодня в Арктический Совет (АG20 = 8 постоянных членов и 12 стран-наблюдателей). Дело в том, что практически с такой же инициативой ранее выступила Финляндия, с прицелом на грядущий в 2017 году переход от США к ней председательства в Аrctic Council. Премьер-министр Финляндии Jurki Katainen предложил провести в 2017-2018 гг. Арктический саммит с участием президентов и премьер-министров государств – постоянных членов Аrctic Council и стран-наблюдателей. Он считает возможным продвинуться на пути к превращению Аrctic Council в организацию, существующую на основании договора. Ю. Катайнен уверен, что в ближайшие годы Арктический Совет приобретёт более весомую глобальную роль: «Финляндия всецело поддерживает Совет, подчёркивая его глобальную роль и поддерживая усилия по вовлечению заинтересованных сторон из-за пределов Арктики в его работу» [Thomas Nilsen. Финляндия берётся за Арктический саммит. 05.12.2013]. Очевидно, что трансформация Аrctic Council из региональной А5, А8 в организацию глобального значения АG20 действительно становится актуальной темой. Хотя США, Россия и другие постоянные члены Аrctic Council пока выступают против такого сценария. В арктическом плане США также отмечается, что международное участие и сотрудничество имеет решающее значение для успеха, особенно в рамках Арктического Совета и Международной морской организации (IMO). Подчеркивается значение профилактики, роста глобальных возможностей по обеспечению готовности к реагированию на инциденты загрязнения нефтью в Арктике. Будет продолжаться сотрудничество с Россией и Канадой. Ставятся задачи реализации соглашения о сотрудничестве по авиационному и морскому поиску и спасению в Арктике; предотвращения нерегулируемого арктического рыболовства в центральной части Северного Ледовитого океана; уменьшения переноса загрязняющих веществ; содействия научным исследованиям и мониторингу и др. В заключение необходимо отметить, что Арктический план США не охватывает все процессы и стороны деятельности в арктическом регионе, например, строительство ледоколов, военно-политические аспекты национальных интересов США в Арктике, присутствие Береговой охраны США, борьба за ресурсы и др. Несомненная значимость исследуемого документа заключается в анализе актуальных вопросов стабильного и мирного развития арктического региона, выработке мер по социально-гуманитарному измерению в Арктике XXI столетия с оценкой возможностей применения самых современных технологий.Лукин Ю.Ф., д.и.н., профессор (Архангельск)
|