Об издании Редакционная политикаАвторам Архив Поиск Арктические новости Арктическая энциклопедия |
13.08.2022
Студенты СПбГУ в составе экспедиции TTR-21 исследуют крупную депрессию в АрктикеОбучающиеся Санкт-Петербургского университета совместно с участниками экспедиции плавучего университета TTR-21 получили детальную цифровую модель крупной депрессии — понижения земной поверхности — в юго-западной части северного участка Карского моря. Обнаруженный участок, похожий на впадину, появился в результате продавливания поверхности массивным объектом — возможно, ледником. В геологии депрессией называют понижения поверхности земли — например, ими могут быть впадины, дно которых находится ниже уровня моря. Во время экспедиции на научно-исследовательском судне «Академик Борис Петров» студенты СПбГУ совместно с учеными из других российских вузов провели сейсмологические и гидроакустические исследования более 200 километров моря и проанализировали пробы донных осадков. Полученные данные позволили не только составить точную цифровую модель депрессии, но и продолжить генетическую интерпретацию палеоврезов — древних форм рельефа — Карского моря, а также заняться исследованием микробных сообществ и определением возраста отложений и уровня загрязнения воды. Экспедиция объединяет на одном судне специалистов из разных областей научного знания, что позволяет комплексно изучить территорию. Так, в рамках работы геологи, литологи, гидрогеологи, геофизики, геоморфологи, гляциологи, микробиологи и молисмологи получают данные и сопоставляют их с результатами, полученными другими специалистами на судне. Такой формат практики позволяет студентам сочетать теоретическую подготовку и проведение исследований в реальных натурных условиях под руководством опытных специалистов. «Подумать не могла, что когда-нибудь отправлюсь на практику в такое неизведанное место — Карское море. Пройдя длинный путь через шесть морей — Балтийское, Северное, Норвежское, Баренцево, Печорское, Карское, мы все-таки добрались до первого полигона. И вот уже две недели я могу уверено называть себя литологом, однако только этой областью исследование не ограничивается. Часто после отбора проб мы идем к геоакустикам или сейсмикам, чтобы узнать больше. Когда я научилась разбираться с профилографом и интерпретировать сейсмические данные коллег, мне стало еще интереснее описывать тот осадок, который мы получаем во время пробоотбора. Мой рейс еще не закончился, а чемодан уже полон образцов, а голова — новых знаний», — поделилась студентка СПбГУ Милена Гершман. Жорж Карам, будущий инженер-геолог, студент СПбГУ, описал свой опыт так: «В этой экспедиции мне удалось освоить морские геофизические методы исследований дна и придонной части разреза поверхности. С помощью гравитационной трубки я отобрал образец грунта для дальнейшего изучения. Кроме того, с другими участниками экспедиции мы исследовали морские осадки и определяли, от чего зависит их состав в этой местности». Как отмечает студентка-геолог СПбГУ Мария Бирюк, такой формат производственной практики позволяет собрать природные материалы для выпускной квалификационной работы, а также дает возможность обменяться опытом со студентами из других университетов. «Моя основная задача на научном рейсе — обработка и интерпретация полученных данных с применением комплексных методов геологии и геофизики. Например, сейчас я нахожусь в вычислительном центре и занимаюсь обработкой сведений с профилографа — устройства для измерения неровностей поверхности. В иллюминаторе видны волны Карского моря, а на палубе вновь собирают пробы донных отложений для изучения», — рассказала Мария Бирюк. По словам магистранта СПбГУ Артема Кудинова, занимающегося в экспедиции сейсморазведкой, ему также удалось принять участие в нескольких наземных геофизических проектах и пообщаться с другими молодыми исследователями и учеными, курирующими работу на судне. «Это бесценный опыт — включиться в изучение не только в своей области, но также используя другие методы и знания коллег в экспедиции», — добавил Артем Кудинов. Для информацииЭкспедиция TTR-21 проводится МГУ имени М. В. Ломоносова в рамках программы «Плавучий университет» при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. В ней задействованы 37 студентов и ученых из разных областей знания. В проекте принимают участие обучающиеся СПбГУ по направлению «Геология»: аспирант Артем Кудинов, магистрант Илья Пальцев, а также студенты 3 курса Жорж Карам, Милена Герман и Мария Бирюк.
Источник: пресс-служба СПбГУ |