Об издании Редакционная политикаАвторам Архив Поиск Арктические новости Арктическая энциклопедия |
09.10.2016
Представители Испании и Италии считают неприемлемыми санкции против России в АрктикеС 4 по 6 октября в Санкт-Петербурге прошла выставка «ТРАНСТЕК-2016». Темами выставки были обеспечение конкурентоспособности морских портов, создание условий для привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры портов, состояние и перспективы развития национального морского судоходства и ряд др. В рамках форума состоялось и IV заседание Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике, где представители Испании и Италии открыто заявили о неприемлемости санкций против России, в том числе по вопросам развития и освоения Арктики. Основные итоги ряда экспертных мероприятий для «Информ-24» прокомментировал ведущий научный сотрудник Института Европы Российской академии наук Валерий Журавель. — С 4 по 6 октября 2016 г. в Санкт-Петербурге на площадке ЛЕНЭКСПО состоялась выставка «ТРАНСТЕК-2016». В рамках этого события прошло два больших экспертных мероприятия: это 5-ая международная конференция по развитию портов и судоходства и 4-ое заседание Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике с участием представителей ряда европейских государств. На форуме было подчёркнуто, что российские порты и морской транспорт не только обеспечивают поступательный рост грузооборота, но и продолжают активно развивать, несмотря на экономические трудности существующие и перспективные мощности, парк технических средств и технологические платформы. Это даёт основу для постоянного бизнес-диалога в интересах внешней торговли, привлечения инвестиций, импорта, экспорта и транзитных транспортных операций. Обстоятельно были рассмотрены состояние и перспективы развития арктической морской транспортной системы, включая порты. Хотел бы отметить, что арктический транспортный флот в настоящее время насчитывает 204 транспортных судна. В том числе под флагом России — 174 транспортных судна суммарным дедвейтом 2 млн. т. Строительство нового флота осуществляется компаниями «Лукойл», «Газпром», «Роснефть», «Норильский никель». За последние годы построено 14 судов — 9 танкеров и 5 контейнеровозов. В 2015 году через собственные арктические порты прошло 35,4 млн. т. грузов, что составило 5,2% суммарного грузооборота всех портов страны. Хотел бы отметить, что на территории Арктического бассейна расположены 16 морских портов. Ведущее порты – это Мурманск, Варандей, Архангельск, Дудинка. Здесь объём перевалки грузов более 1 млн.т. Они имеет потенциал для дальнейшего развития. К этой группе относится и строящийся порт Сабетта в Ямало-Ненецком АО, который строится в рамках проекта «Ямал-СПГ». Что касается таких портов, расположенных вдоль арктического побережья, как Нарьян-Мар, Тикси, Певек, Анадырь и др., они являются пока что слабым звеном морской арктической транспортной системы. Участники провели глубокий анализ состояния и работы российских портов. В рамках выставки также проходило 4-ое заседание Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике, который был создан в 2013 году. Данное мероприятие проходило под патронажем Центра стратегических оценок и прогнозов при поддержке Фонда содействия публичной дипломатии им. Горчакова. Заседание посвящено 20-ти летию образования Арктического совета и актуальным вопросам политики России и европейских государств в Арктике. В нём приняли участие сотрудники Института Европы РАН, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Северного (Арктического) федерального университета им. Ломоносова (Архангельск), Санкт-Петербургского государственного университета, а также Морского государственного университета им. адмирала Невельского, Арктической общественной академии наук, а также эксперты и практические работники, которые специализируются на вопросах развития Севморпути, совершенствовании его инфраструктуры, в т.ч. арктических морских портов. Особый интерес вызвали выступления участников европейских государств - президента независимого исследовательского центра «World Stability Observatory» Луиса Фраги (Испания) и вице-президента Института евразийских исследований Джаннотти Андреа (Италия). Все они открыто заявили о неприемлемости санкций против России, в том числе по вопросам развития и освоения Арктики. Большое внимание уделялось отдельным вопросам управления в Арктике, т.к. за Арктику отвечают более 20-ти министерств, каждое отвечает за свой сектор. И, конечно, было здесь много различных сбоев. Поэтому даже расформирование Минрегиона России, на взгляд экспертов, соответствовало принятию решения. Ряд экспертов подчёркивали, что создание Госкомиссии по вопросам развития Арктики было связано и с необходимостью усиления контроля федерального центра за деятельностью губернаторов арктических регионов. Речь шла о том, что вот те большие налоги, которые они получали на субъекты давали им возможность реализовывать крупные экономические проекты, которые были не всегда обоснованы и необходимы в нынешних непростых экономических условиях. Также подчёркивался вопрос, что мы, хотя где-то и косвенно, наблюдали конкуренцию между нашими крупнейшими компаниями, которые занимаются разведкой и добычей углеводородов. И вот по истечении полутора лет мы можем говорить, что создан компетентный орган, который достаточно эффективно координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, представителей общественных организаций и науки, чтобы добиваться проведения единой государственной политики в Арктике.
Исходный текст www.inform-24.com |