Об издании Редакционная политикаАвторам Архив Поиск Арктические новости Арктическая энциклопедия









 
 

Арктические новости

06.03.2016

Арктика, Север, Европа, Россия, мир, или сценарий северного ренессанса России

© Томский Владимир Саввич. ПАО «Радиофизика», консультант, радиоинженер, к.т.н., с.н.с., член Академии изучения проблем национальной безопасности, член международной ассоциации писателей публицистов. E-mail: tomskyvs@yandex.ru

Аннотация. Обсуждается проблематика правового регулирования деятельности в Арктике и северных территориях РФ. Показано, что рамочного федерального закона по Арктике явно недостаточно. Необходим пакет законов о деятельности РФ в Арктике и северных территориях, плотно увязанный с регулирующими нормативно-правовыми актами для исполнительной власти. При правильной, научно обоснованной постановке проблемы, проекты освоения Арктики и северных территорий позволят возродить страну на новых технологических принципах, создать за короткое время миллионы рабочих мест для специалистов высокой квалификации, вернуть России законную роль мирового лидера.

Ключевые слова: Арктика, Крайний Север, Севморпуть, проекты возрождения инфраструктурных сетей

Народная экспертиза: Российская Арктика или Арктическая зона

1. Я сторонник секторального принципа определения границ и ответственности 1926 года. Его никто не отменял.

2. Нужно отказаться от термина «зона», поскольку он не соответствует для ситуации РФ в принципе. 70% территории страны северные и такой нагрузки не испытывает ни одна страна мира. Рамочный закон ничего не даст, даже если будет самым совершенным и называться прекрасно. У нас рамочные законы не работают, что проверено правоприменительной практикой за многие столетия. Необходим плотный пакет федеральных законов и нормативно-правовых актов для исполнительной власти, гармонизированный и взаимоувязанный по направлениям деятельности — политической, экономической, военной, социальной, культурно-гуманитарной. Всё иное будет профанацией и имитацией бурной деятельности последних 20 лет.

3. Референдум дело хорошее, но у нас это мало что даёт. Народ будет безмолвствовать, как и века назад по причине усталости, отсутствия веры в действия властей, глубочайшей депрессии самых широких слоев общества. Эта опасная, катастрофическая тенденция должна постепенно преодолеваться конкретными реальными действиями власти по улучшению управляемости в стране. При определённом уровне доверия можно будет и проводить референдум и выполнять его решения в обязательном порядке.

4. Рамочный закон ничего не даст субъектам и муниципальным образованиям. Равно как и федеральному центру, кроме новых маршрутов трансферта ресурсов по коррупционным схемам.

5. Закон не должен быть рамочным! Нужны действия власти с реальными результатами понятными людям.

6—7. Это один вопрос. Для населения необходимо гарантировать понятный набор (стандарт) жизненных благ на Севере в виде жилья, медицинских, транспортных и образовательных услуг, снабжения продуктами питания и повседневной деятельности. Эти стандарты должны существенно превышать соответствующие нормы для «несеверных» территорий. Только при таких условиях можно будет остановить отток людей с севера. Про бизнес говорить трудно. Его в России нет. Нужно решительно отказаться от «рыночных» принципов освоения Севера. Продекларировать это и запустить комплекс государственных программ по реанимации инфраструктуры северных территорий в режиме мобилизационной экономики. Все иные схемы — деньги на ветер или того хуже.

8. Первый, совершенно обязательный и необходимый шаг создание телекоммуникационно-информационной инфраструктуры Севера и прилежащих территорий на новых технологиях. Без решения этой задачи все остальные не могут быть решены, включая Севморпуть и оборонные проекты. Программы в этом направлении имеются. Следует их обновить и запустить их как первоочередные. Второй шаг — генеральная очистка портов и прилегающих территорий. Без решения этих задач не имеет смысла обсуждать все остальные.

Важнейшая проблематика Арктики

Интерес к проблемам Арктики, Антарктиды, северных территорий непрерывно растёт по вполне объективным обстоятельствам. Здесь сфокусированы все проблемы выживания, устойчивого развития, поиска научного обоснования условий сохранения жизни на планете Земля. Спектр проблем необычайно широк и глубок по формату и содержанию. Феномен Арктики привлекает интерес ученых всех отраслей знаний, от теоретической физики до филологических особенностей в языках коренных народов Севера, профессиональных политиков, дипломатов, военных, бизнесменов...

В фокусе арктической проблематики, как в космическом телескопе или электронном микроскопе, отражаются все болевые точки современного мира, потрясаемого кризисами и катастрофами. От глобальных космических явлений, до самых микроскопических, не видимых невооружённым глазом. Именно они часто оборачиваются глобальными катастрофами для миллиардов «простых людей» из плоти и крови. Специалисты по теориям развития катастрофических процессов называют это страшным словом «бифуркация». Исследования автора по кризисным явлениям в обществе с инженерных, естественнонаучных позиций позволяют находить новые решения к старым и трудным проблемам междисциплинарной природы [1,2,3]. Растет интерес людей всех профессий, от учёных до спортсменов и поэтов, к Северу — источнику невидимых миру слез в виде тающих ледников и исчезающих островков «вечной мерзлоты» и чарующих, блистающих хоралов северных сияний, метеорных звездопадов, дающих человеку надежду на приобщение к сокровенным тайнам Космоса.

Трудно выделить главную тему среди множества вопросов: от сохранения и развития культур коренных северных народов до мировоззренческой и космологической роли феномена Арктики в судьбе человечества, от технологических условий физического обустройства бытовых проблем человека в условиях Арктики до решения сложнейших, болезненных вопросов военного противостояния, которые никто не исключил из повестки дня стран мирового сообщества. Перечислим без комментариев важнейшие темы.

1. Проблемы мирового климата, тревожные тенденции последних десятилетий, оценка возможностей научного прогнозирования, хотя бы самых экстремальных сценариев развития.

2. Сохранение естественных природных балансов, биологического многообразия, экологические проблемы, определение границ естественных, антропогенных и техногенных процессов, пространственно-временных размеров демаркационных территорий.

3. Перспективы вовлечения ресурсов Арктики и Антарктиды в хозяйственный оборот, панорамная оценка технологий и долгосрочных рисков. Глобальный, региональный, национальный, локальный уровни и масштабы применения.

4. Инфраструктурное освоение арктических территорий, альтернативные сценарии, разработка международных арктических стандартов поведения, взаимодействия, разрешения конфликтных ситуаций, реализации совместных программ и проектов.

5. Человек в Арктике, опыт коренных народов северных стран, культурно-гуманитарные аспекты, позитивный и негативный опыт последних трёх столетий освоения северных территорий европейскими странами.

6. Конкуренция и сотрудничество в Арктике, модели, опыт и тенденции, учёт интересов стран «неарктических» регионов.

7. Правовые вопросы международного сотрудничества в Арктике. Опыт работы Арктического Совета.

8. Постановки научных задач и обозначение приоритетов, исторический опыт первых научных экспедиций, современные технологии научного сотрудничества в изучении Арктики и Антарктиды. Международная координация научных программ, совместных исследований и экспедиций.

9. Проблемы безопасности в Арктике. Подходы на основе учёта взаимных интересов и расширения горизонтов сотрудничества.

Каждый вопрос из этого неполного перечня проблем и задач может быть развернут в широкую, долгосрочную международную программу совместных работ с участием всех стран мира. Не останавливаясь детально на этих интереснейших и актуальнейших проблемах, попытаемся конкретизировать и уточнить ближайшие задачи и горизонты среднесрочных программ и проектов, ограничившись «внутренними» задачами Российской Федерации, руководствуясь положениями Стратегии новой арктической политики, утверждённой Президентом РФ В.В. Путиным в феврале 2013 года и сформулированных им требований по направлениям работ в речи на Арктическом Форуме в сентябре того же года в Салехарде.

О развитии северных территории России

Россия является самой крупной в мире северной страной. Арктическая зона РФ составляет половину территории Арктики. По оценкам специалистов северные территории РФ составляют не менее половины территории страны [4]. У нас накоплен уникальный опыт освоения Арктики и северных территорий в ХХ веке, мы первыми начали масштабные исследовательские проекты в Антарктиде, приступили к изучению глобальной геофизической системы «Арктика-Антарктида». Получили уникальные знания и сведения, определяющие не только практические проблемы национальной безопасности, но и решение задач глобального выживания человечества.

Следует признать, что сразу после распада СССР северные территории страны были фактически брошены на произвол судьбы. Это привело к тяжёлым последствиям инфраструктурного характера, практически утрачены многие технологии, разрушены береговые объекты и службы, перестали существовать единая навигационная служба Севморпути, полярная авиация. Нанесён тяжелейший ущерб людям, экономическому престижу и человеческому статусу людей, связавших свою судьбу с работой на Севере. Сегодня «накопленный потенциал» тех лет лежит тяжелым бременем на всех без исключения инновационных проектах развития северных территорий РФ в новых условиях хозяйствования.

На проведение смелой, активной, научно-обоснованной, масштабной работы в Арктике по всем направлениям ориентирует упомянутая Стратегия развития, ряд поручений Президента РФ и сам ход социально-экономических, культурно-гуманитарных и общественно-политических процессов в стране, Европе и мире. Внимание высшего руководства к проблемам северных территорий вселяет надежды на возрождение страны, нуждается в широкой, осознанной, квалифицированной общественной поддержке со стороны граждан и предпринимательского сообщества.

Для успешного продолжения этих инициатив, трансформации их в реальные дела, следует вернуться к позитивному опыту прошлых периодов деятельности на Севере, правильно обозначить приоритеты, сделать научно-обоснованные, корректные и конкретные постановки задач по направлениям развития. Возможно, следует отказаться от некоторых ложных, благоприобретенных стереотипов последних десятилетий в отношении к северной проблематике вообще.

Следует на нормативно-правовом уровне решительно утвердить плановый, директивный, строго обоснованный, многократно выверенный с научных позиций подход к решению ключевых проблем северных территорий. Опираясь на мировой и собственный опыт развития северных территорий, следует честно признать, что такой подход является единственно возможным при создании стартовых условий для работы человека в условиях Арктики. Только после инфраструктурного обустройства, создания комфортной среды для работы человека в суровых, подчас враждебных климатических условиях можно будет постепенно вводить рыночные механизмы хозяйственной деятельности в условиях северных территорий.

Арктика по природе своей является территорией сотрудничества, диалога и взаимопомощи. Здесь нет места и возможностей для вражды и жёсткого соперничества. Арктика не прощает человеку ошибок при проявлении им стяжательских, нечестных, своекорыстных намерений и поступков. Наказывает таких людей жёстко, решительно и неотвратимо, даже, если такие действия происходят не по явной злонамеренности, а от незнания или неполного знания всех обстоятельств реальной деятельности. Работа людей на Севере требует от них мобилизации всего потенциала их знаний и умений, духовной, душевной и физической крепости. Категорическим императивом является человеческая солидарность и взаимопомощь. В одиночку в Арктике не выжить.

По многим геофизическим показателям условия работы человека на Севере напоминают условия деятельности людей в космических условиях. Специалистам хорошо известно, что климатические и природные параметры Оймякона (северный полюс холода на территории Республики Саха) и на станциях вблизи Южного полюса в Антарктиде близко воспроизводят среду обитания, с которой человек может столкнуться на Марсе. Заметим, Оймякон находится на 500 километров южнее официальной 66 параллели, обозначающей северный полярный круг, по формально-бюрократическим признакам не должен быть отнесён к территориям арктической зоны.

На уровне федерального законодательства следует утвердить, что территории Крайнего Севера и Арктики должны сохраняться и развиваться в интересах повышения качества жизни граждан РФ, в первую очередь коренных, малочисленных народов российского Севера. Такой приоритет необходимо открыто декларировать и гарантировать всем пакетом законодательных и иных нормативно-правовых установлений, регламентирующих жизнь и деятельность людей в экстремальных условиях. С учётом этой нормы все законы РФ должны быть тщательно откорректированы, правильно сопрягаться с подзаконными нормами исполнительной власти.

Разумеется, не должны при этом ущемляться права некоренных национальностей и приезжего населения. Для людей, желающих работать на Севере, необходимо создать комфортные условия труда и отдыха по стандартам, превышающим показатели для иных, «несеверных» территорий. На законодательном уровне необходимо ввести северные стандарты для жилья, транспорта, норм питания, необходимого и достаточного перечня медицинских и информационных услуг. Только в этом случае можно будет остановить отток людей с Севера, вернуть высокий статус человеку труда в сложнейших климатических и природных условиях деятельности, реализовать гарантии на понятном для людей языке.

Важнейшим приоритетом среди направлений деятельности в Арктике и Антарктиде должны стать мероприятия научно-технологического и организационного характера по мониторингу климатических, геофизических и биофизических параметров среды обитания. Это направление деятельности в условиях северных территорий РФ приобретает особую актуальность. Давно известно, что Арктическая зона РФ, Крайнего Севера, вместе с бассейном великих сибирских рек и тайгой определяют климатические и природные балансы планеты, являются условием сохранения биологического разнообразия на Земле, вместе с Антарктидой определяют условия существования жизни на планете. Россия берёт на себя ответственность сохранять естественные балансы на этих территориях и приглашает другие страны для участия в этой деятельности, что должно быть ясно и недвусмысленно выражено на уровне федерального законодательства. Такие нормы будут способствовать формированию инвестиционной привлекательности российских проектов по освоению и обживанию северных территорий.

Особой стороной деятельности должны стать проекты по добыче углеводородного сырья на шельфе северных морей и связанной с этими работами хозяйственной деятельностью, созданию инфраструктурных условий для хозяйствующих субъектов. Необходимо провести широкий комплекс исследования всех системных рисков такой деятельности, с учётом отдаленной перспективы, последствий техногенного характера. Следует провести публичное обсуждение результатов таких изысканий с участием представителей коренных народов Севера, учётом их мнений и рекомендаций. Очень может быть, что исходя из долговременных стратегических интересов России, имеет смысл наложить мораторий на проекты по добыче сырья на 20 или более лет. За эти десятилетия необходимо провести масштабную геологоразведку, изыскательские работы, создать транспортную, энергетическую и телекоммуникационную инфраструктуру, разработать эффективные природосберегающие и ресурсосберегающие технологии добычи и транспортировки сырья, его первичной переработке на месте добычи, системе защитных мероприятий от всевозможных рисков и негативных последствий отдаленного периода.

Важнейшим аспектом деятельности на Севере РФ является принципиальная связанность проблем шельфа северных морей, устьем большинства крупных рек и прилегающих территорий с проблемами развития внутренних, континентальных территорий России. В этом состоит главное, принципиальное отличие северных проблем нашей страны от других стран, вытекающее из объективных географических и территориальных признаков. Здесь мы обязаны искать собственные, оригинальные пути и маршруты развития. Опереться на аналоги нет возможности по причине их отсутствия. Критерием «северности» той или иной территории может служить зона «вечной мерзлоты». По этому показателю мы занимаем уверенное первое место в мире с далеким отрывом от зарубежных коллег и партнёров на планете Земля. Если так считать, то 70% территории РФ смело можно отнести к Крайнему Северу. Так считали в недавнем прошлом, все территориальные балансы оценивались с учётом этого показателя. Это позволяет реально взглянуть на трудные программы инфраструктурного развития страны, правильно оценить затраты и инвестиционную ёмкость проектов развития, модернизации и нового строительства. Сегодня в РФ обнаруживается серьезный дефицит в пропускной способности меридиональных транспортных коридоров, от которого страдает эффективность всех без исключения проектов федерального и регионального развития. Специалистам эти дефициты известны на протяжении полувека.

Следующим, возможно, самым важным обстоятельством развития северных территорий является ведомственная и «субъектная» разобщённость России. Это очень старая, хроническая болезнь нашей страны. Возраст её исчисляется веками. В СССР с таким явлением боролся могущественный Госплан, но и он не всегда справлялся с ним в полной мере. В самом плохом смысле это является визитной карточкой нашей страны, её роковым бичом и тормозом к развитию. Проблемы северных территорий очень резко обнажают проблему, требуют её радикального решения в ближайшие годы. Самым эффективным решением может стать федеральный закон, преследующий всех «участников и инициаторов разобщённости» самым жёстким способом и последовательно, вплоть до применения уголовного законодательства.

Восемь субъектов РФ, официально являющихся северными территориями (АЗРФ), имеют свои планы развития, очень плохо согласованные с соседями, или совсем с ними не согласованные. Мотивировок к горизонтальному сотрудничеству нет, или они настолько слабы, что не вызывают никаких реальных действий администраций субъектов территорий навстречу друг другу. На это накладывается мощный тренд ведомственной разобщенности, кратно усиленный пресловутыми «рыночными отношениями», а, по сути, ожёсточенным соперничеством между известными госмонополиями (олигархами) за доступ к федеральным трансфертам и ресурсам. Это же обстоятельство является генетической основой коррупции в России на всех уровнях. Проблемы Арктики и северных территорий помогают их увидеть с самой неприглядной стороны. Можно приводить длинный перечень программ и проектов, которые стоят на месте или развиваются такими темпами, что горизонты их окончания исчезают в ядовитом смоге от бюрократического беспредела, возникающего в ходе реализации таких «проектов развития» и принципиально не могут быть обнаружены известными инструментальными способами.

Исходя из этого важнейшим и первоочередным законодательным актом, должен быть федеральный закон, направленный на преодоление ведомственной и субъектной разобщённости. Закон самым решительным и эффективным способом, в виде юридических процедур прямого действия должен поощрять попытки межведомственного и межсубъектного сотрудничества и координации принимаемых решений технического, экономического или организационного характера. Там же должны быть предусмотрены жёсткие или жестокие санкции и процедуры прямого действия по наказанию инициаторов разобщённости, конструкторов и исполнителей таких заградительных барьеров, вплоть до применения норм уголовного кодекса. При этом адрес и фамилии «инициаторов и конструкторов» никого не должны смущать. Закон должен неотвратимо действовать на всей территории РФ. Очевидно, что это потребует консолидации усилий и координации работ всех уровней законодательной и исполнительной власти на местах, строгого соблюдения законодательства со стороны самих органов государственного надзора за хозяйственной деятельностью в условиях Севера.

Проекты освоения Крайнего Севера РФ

Проекты развития Арктической зоны и северных территорий дают реальную возможность для системного возрождения по всем направлениям развития страны — общественно-политического, социально-экономического, культурно-гуманитарного, восстановлению военной мощи адекватной уровню угроз и рисков силового противостояния. В общественно-политической сфере появляется уникальная возможность вернуть людям доверие к власти, уменьшить расстояние между властью и народом, способствовать укреплению единства позитивно ориентированных сил страны.

Все проекты по развитию северных территорий должны развиваться в тесной увязке и координации программ и проектов с социально-экономическим развитием РФ. Россия большая страна и может успешно развиваться при реализации больших, понятных населению по целям, этапам реализации и значимости проектов. Так было с созданием Транссиба, электрификации и индустриализации, Атомным и Космическим проектами. Национальный мегапроект освоения Крайнего Севера РФ (НМКС) может стать таким проектом XXI века, способствовать индустриальному возрождению страны на современной технологической основе, научно обоснованных целях, реализации конечных и промежуточных этапов проектов. Непременным условием НМКС является выполнение не менее 80% всех проектных, строительных работ и поставок оборудования только отечественными предприятиями и компаниями. Требование должно быть закреплено на законодательном уровне. Жёсткая дисциплина выполнения директивных сроков проекта и качества работ также закрепляется на законодательном уровне, независимо от форм собственности участников проектов и доводится до уровня персональной ответственности государственных чиновников и руководителей компаний всех форм собственности. Разрабатывается система эффективных экономических стимулов и преференций для поощрения участников работ при значительном ресурсосбережении в ходе выполнения проектов и внедрении инновационных технологий при реализации проектов. При такой организации работ НМКС позволит возродить промышленный и индустриальный потенциал России, создать миллионы рабочих мест высокой квалификации, научный задел на долгосрочную перспективу развития страны, радикально повысить качество жизни людей, восстановить духовный потенциал россиян на основе созидательных проектов. Очевидно, что кумулятивные и мультипликативные эффекты от реализации НМКС благотворно скажутся на всех без исключения отраслях народного хозяйства РФ, социальных, образовательных программах, здравоохранении, культурно-гуманитарной деятельности.

Для разработки предложений по стратегическому планированию деятельности в районах Крайнего Севера (КС), пакета законодательных инициатив и предложений по формированию нормативно-правовой базы на уровне исполнительной власти должна быть создана рабочая группа из ведущих специалистов страны, представляющая интересы всех основных участников хозяйственной деятельности на северных территориях. Группа обеспечивается необходимым организационным, административным и финансовым ресурсом для разработки предложений в течение года. Состав разрабатываемых документов (на уровне проектов, прошедших независимую научную экспертизу):

a) научно обоснованная концепция развития КС на перспективу до 2050 года и более детальные проработки проектов на 10-летний период;

b) проект федерального закона о деятельности РФ в Арктике;

c) проект федерального закона о деятельности РФ на территории Крайнего Севера, акватории Северного Ледовитого Океана и южных границах КС;

d) проектные предложения по внесению поправок и дополнений в федеральные законы, налоговый, гражданский, уголовный кодексы, военную и морскую доктрины РФ с учетом принятия законов о деятельности РФ в Арктике и на Крайнем Севере;

e) проектные предложения по формированию нормативно-правовой базы на уровне подзаконных актов Правительства РФ;

f) предложения по созданию и проведению процедур независимой научной экспертизы разрабатываемых решений (возможно, с привлечением авторитетных специалистов из зарубежных стран);

g) предложения и рекомендации исполнительным структурам власти РФ по реализации предложений на уровне организационных и управленческих решений с элементами и технологиями мобилизационной экономики.

Ядро НМКС должно содержать в себе, как минимум, три составляющие по коренной модернизации территорий КС РФ с целью повышения качества жизни людей, эффективности их деятельности, производительности труда. Эти направления работ должны стать основой государственной политики, программ развития и возрождения Арктики, северных территорий России, научно-технологического и промышленного потенциала всей страны.

1. Создается современная телекоммуникационно-информационная инфраструктура на базе связанной орбитальной группировки (ГЛОНАСС, Арктика-М) в составе спутников на геостационарной, высокоэллиптических и орбитах, удобных для космического мониторинга Земли. Группировка решает задачи связи, телерадиовещания, передачи данных, всех видов космического мониторинга и координатно-навигационной поддержки транспортных сетей и систем на КС и на континентальной части РФ до 45 градусов с.ш. включительно. Инфраструктура создает условия для наиболее полного, оперативного и экономически целесообразного решения задач в интересах силовых структур, органов государственного управления, научных станций и хозяйствующих субъектов всех видов собственности. Свободные частотно-энергетические ресурсы орбитальной группировки могут экспортироваться в страны-участницы Арктического совета или обслуживать их наземные службы и сети на коммерческой основе. Проект позволяет создать условия для приобщения коренных северных народов РФ и иных стран-участниц Арктического Совета к благам современной цивилизации, проведению образовательных, культурно-развлекательных программ, распространению услуг дистанционного образования и телемедицины, широкополосного доступа в Интернет через организацию цифровых, интерактивных телерадиовещательных спутниковых программ на языках этих народов. Контент этих программ, сгенерированный отечественными вещателями, должен нести позитивный образ России другим народам, иметь дружественные интерфейсы и послания, адресованные самым различным слоям общества иных стран и представителям иных культур. Реализация такого проекта позволит создать миллионы рабочих мест для специалистов высокой квалификации, придать второе дыхание аэрокосмическим отраслям промышленности РФ. Космические системы мониторинга параметров среды обитания и климатических данных, современных коммуникационных услуг высокого качества помогут вернуть РФ её законное место в клубе стран, занимающих лидерские позиции в сфере высоких технологий.

2. Транспортная инфраструктура территорий КС формируется вокруг стержневой основы Северного морского пути с использованием современных технологий и построением меридиональных транспортных коридоров вглубь континентальных территорий страны. Используется вся палитра возможностей современных инновационных предложений (дирижабли, суда на воздушной подушке, беспилотная авиация и др.). Создание развитой транспортной инфраструктуры в Арктике позволит РФ извлекать на протяжении столетий немалые выгоды от транзита грузовых трафиков самым экономически выгодным способом, привлечь устойчивые и долгосрочные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры на нашей территории от всех стран мирового сообщества.

3. Формируется современная энергетическая инфраструктура КС с использованием самых новейших инноваций и возобновляемых источников энергии (теплая сверхпроводимость, ядерная энергетика, геотермальные, солнечные и ветровые электростанции и др.). Создаются мощные меридиональные сети для канализации с минимальными потерями электроэнергии вглубь континентальной территории и включение её в единую энергосистему страны. Инновационные предложения по этой теме были достаточно детально проработаны в нашей стране несколько десятилетий тому назад. Были начаты работы по практическому созданию нового облика «северной энергетики». Возможно, следует вернуться к ним, критически пересмотреть и использовать в новых проектах модернизации.

Заключение

Правильные, системные подходы к проблемам Севера, их творческое развитие в духе последних инициатив Президента РФ позволят возродить в стране промышленное производство самых высокотехнологических, конкурентоспособных товаров и услуг, создать миллионы рабочих мест, сформировать долгосрочные экспортные программы, наладить международное сотрудничество по важнейшим направлениям развития цивилизации в новом веке, повысить качество жизни граждан страны. Деятельность России на северных территориях за обозримый период времени (15—20 лет) преобразит страну, вернёт людям энергию созидания, дух первопроходцев, который является лучшим качеством государственно-образующего русского народа и иных коренных народов России.

Литература:

1. Томский В.С. Системный кризис в России. Москва: Алмаз, 2007.

2. Томский В.С. Неэкономические заметки об экономике // Экономическая наука современной России. ЦЭМИ РАН. 2013. №4.

3. Томский В.С. Непотребительское общество // Концептуальные основы и методологические проблемы. Труды 18 Международной конференции по мягким вычислениям и измерениям. М., 2015.

4. Системы спутниковой связи с эллиптическими орбитами / под редакцией Е.Ф. Камнева. М., 2009.

Текст доступен в формате PDF


Возврат к списку