Создание Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, обновление состава и планов работы Госкомиссии по развитию Арктики, постоянное внимание президента, правительства и Совбеза страны к проблемам Арктического региона привели к тому, что вопросы начали решаться оперативнее, эффективнее и со значительной перспективой на будущее.
В 2020–2021 годах была сформирована новая система стратегических документов, направленных на развитие Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Были приняты Основы госполитики и Стратегия развития АЗРФ до 2035 года. Началось их выполнение. Правительство в марте утвердило Госпрограмму социально-экономического развития АЗРФ с общим объемом финансирования более 15 млрд руб. на период 2021–2024 годов, а в апреле одобрило Единый план, состоящий из 268 мероприятий. Его выполнение направлено на повышение качества жизни людей и предусматривает создание новой системы социальных гарантий для северян.
Ранее, 13 июля 2020 года, вступил в силу закон о господдержке предпринимательской деятельности в АЗРФ. Льготный режим, что очень важно, касается налогов, кредитов, таможни, плановых проверок бизнеса и др. Все российское Заполярье было объявлено свободной экономической зоной. Обращается внимание на необходимость дальнейшего раскрытия мощного ресурсного потенциала АЗРФ, активизацию геолого-разведочных работ.
Запланированы перспективные проекты в регионах: реконструкция аэропорта Мурманска, строительство автодороги Нарьян-Мар–Усинск, расширение морских портов Певек и Сабетта, развитие туристической отрасли в Якутии и Карелии. Правительство утвердило семь инвестиционных проектов с государственной поддержкой. Ожидается, что общий объем инвестиций в эти проекты превысит 200 млрд руб. Развитию потенциала Арктики будет способствовать реализация проекта Северного широтного хода, о котором недавно говорил Владимир Путин в Послании Федеральному собранию.
В последнее время в России расширяется состав ледокольного флота, реализуются крупные международные инновационные проекты «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». Объем перевозок по Севморпути в 2020 году составил 33 млн т. Дан толчок к социально-экономическому развитию ЗАТО Мурманской области, Норильска и моногородов Воркута и Инта в Республике Коми. Повысились требования к соблюдению экологических норм в Арктике. Утверждены стандарт ответственности резидентов АЗРФ во взаимоотношениях с коренными малочисленными народами, проживающими в Арктической зоне, а также программа государственной поддержки их традиционной хозяйственной деятельности.
К сожалению, на выполнение запланированных мероприятий и проектов будет отрицательно влиять продолжающийся отток населения. В связи с активизацией экономической деятельности в Арктическом регионе обострилась проблема привлечения трудовых ресурсов и создания для специалистов необходимых условий для работы и жизни в вахтовых поселках. В Ямало-Ненецком автономном округе ежегодно вахтовым способом работает более 100 тыс. человек, или 25% от всех занятых в региональной экономике. Требуется разработка механизма и экономически эффективной модели поддержки «северного завоза». В настоящее время на федеральном уровне отсутствует механизм централизованной координации, контроля госзаказа и снабжения труднодоступных районов Крайнего Севера. Для решения этих вопросов необходим федеральный закон.
На ход и результаты председательства России в Арктическом совете могут отрицательно сказаться рост конфликтного потенциала в Арктике и неконструктивные действия коллективного Запада. Страны НАТО преисполнены решимости продолжить политику сдерживания Российской Федерации. Север Норвегии становится одним из самых милитаризированных регионов Скандинавии, что угрожает безопасности России. Под предлогом защиты морской среды происходит вытеснение российских рыбопромысловых судов из незаконно установленной Норвегией рыбоохранной зоны архипелага Шпицберген. Из-за позиции Осло по сокращению парниковых газов от добычи и использования угля возможно закрытие ФГУП «Государственный трест «Арктикуголь», что в совокупности повлечет потерю влияния России в этом районе.
Хотелось бы, чтобы председательство в Арктическом совете кроме запланированных общих мероприятий стало мощным фактором консолидации России, чтобы все граждане страны осознали себя жителями арктической державы, желали жить, создавать семьи и работать в Арктике. По подобию кадетских классов, к примеру, необходимо предусмотреть создание сети специализированных арктических классов в школах субъектов АЗРФ, а также в других населенных пунктах России. Важно добиться достижения среднероссийского уровня жизни населения арктических территорий, полного и своевременного выполнения национальных проектов.
Есть надежда, что Россия в период своего председательства приложит все силы к тому, чтобы Арктика оставалась территорией низкой политической напряженности и успешного развития многостороннего международного сотрудничества.
https://www.ng.ru/kartblansh/2021-05-19/3_8151_kartblansh.html