Об издании Редакционная политикаАвторам Архив Поиск Арктические новости Арктическая энциклопедия Защита персональных данных









 
 

Трансарктический транспортный коридор: политико-экономический и стратегический потенциал для России

English version

Журавель В.П., Гриняев С.Н.

Рубрика: Политические процессы и институты

Скачать статью (pdf, 1.3MB )

Аннотация

Исследование посвящено масштабному проекту Трансарктического транспортного коридора (ТАТК), направленному на интеграцию крупных российских портовых центров — Санкт-Петербурга, Мурманска, Архангельска и Владивостока — с целью создания единой транспортной системы, объединяющей морские, железнодорожные, автомобильные и внутренние водные пути. Этот проект нацелен на соединение ключевых экономических центров Евразии и формирование бесшовного логистического коридора, способного значительно усилить эффективность международной торговли и повысить национальный транспортный суверенитет. Цель работы — всесторонне оценить исторические предпосылки проекта, экономическую целесообразность, а также политико-дипломатическую и военно-стратегическую значимость для России и её партнеров по арктическому маршруту. В исследовании применены методы системного анализа, глубокого исторического обзора и экспертной оценки. Результаты подчёркивают уникальность ТАТК как стратегического инструмента, направленного на укрепление позиций России в глобальной торговле и обеспечении безопасности. Вместе с тем выявлены существенные климатические, инфраструктурные, гидрографические и международно-правовые вызовы, которые необходимо учитывать при развитии транспортного маршрута. В частности, навигация в Арктике осложняется ледовым покровом, который сохраняется на значительной части морского пути большую часть года, что требует развития ледокольного флота и инновационных навигационных технологий. В работе предложены рекомендации по совершенствованию межведомственной координации, развитию ледокольного флота и инфраструктуры портов, преодолению гидрографических сложностей, а также активному вовлечению коренных народов Севера в экономическое освоение региона с учётом экологических и социальных аспектов. Авторы подчёркивают, что успешная реализация Трансарктического транспортного коридора станет фундаментом для устойчивого развития Арктического региона и усилит геополитическое влияние России на глобальной арене, способствуя формированию нового транспортного каркаса, обеспечивающего беспрепятственный выход в Мировой океан и укрепление международных торговых связей с партнёрами из Азии, Европы и Америки.

Сведения об авторах

Журавель Валерий Петрович, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник
Институт Европы РАН, ул. Моховая, 11, стр. 3, Москва, Россия
zhvalery@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1786-6754

Гриняев Сергей Николаевич, доктор технических наук, главный научный сотрудник
Институт Европы РАН, ул. Моховая, 11, стр. 3, Москва, Россия
sgreen@csef.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6511-9553

Ключевые слова

Трансарктический транспортный коридор, Северный морской путь, международная безопасность, экономическое развитие, ледокольный флот, коренные народы Севера, гео-политика, транспортная инфраструктура

УДК

[327:656.6](985)(045)


CCBYSA.jpg
Статья опубликована в открытом доступе и распространяется на условиях лицензии CC BY-SA.