Об издании Редакционная политикаАвторам Архив Поиск Арктические новости Арктическая энциклопедия









 
 

Трансформация пространственной организации розничной торговли в Архангельске

Потапов И.А.

Рубрика: Обзоры и сообщения

Скачать статью (pdf, 1.2MB )

Аннотация

В любом городе существует внутренняя неоднородность условий развития торговли, связанная с расположением его районов относительно приоритетных направлений перемещения потенциальных покупателей и разной платёжеспособностью местного населения. Архангельск является примером областного центра с деградированием градообразующих отраслей промышленности и сокращающейся численностью населения. Размещение предприятий торговли разного формата можно рассматривать как индикатор благополучия жизни в отдельных районах города. Мы провели ретроспективный анализ размещения продовольственных магазинов на территории Архангельска, выявили различия в обеспеченности торговыми точками жителей районов города. На основании данных о размещении продуктовых магазинов в 1988 г. и 2022 г. мы проследили динамику изменения их численности в различных районах, выявили преобладающие торговые форматы, которые характерны для центральных и окраинных районов. Также мы провели контент-анализ отзывов покупателей о торговых точках разного формата. Изменению пространственной организации торговли в Архангельске способствовало закрытие промышленных предприятий, большинство которых размещалось на окраинах. В настоящее время отчётливо наблюдается конкурентное преимущество центральных округов города в размещении магазинов. По сравнению с 1988 г., общая численность их по городу возросла в 3 раза, а в центральных округах в 4–5 раз. Меньше всего магазинов открылось в окраинных районах, где расположены бывшие посёлки закрывшихся заводов, особенно на островных территориях, не имеющих мостов. В большинстве таких посёлков происходит деградация городской среды. Самой распространённой формой организации торговли в Архангельске является магазин — дискаунтер, что связано с низкой платёжеспособностью большой части населения города.

Сведения об авторах

Потапов Игорь Александрович, кандидат географических наук, доцент
i.potapov@narfu.ru, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-6913-2146
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, набережная Северной Двины, 17, Архангельск, Россия


Ключевые слова

трансформация, ритейл, организация торговли, городская среда

УДК

339(470.11)(045)


CCBYSA.jpg
Статья опубликована в открытом доступе и распространяется на условиях лицензии CC BY-SA.