Об издании Редакционная политикаАвторам Архив Поиск Арктические новости Арктическая энциклопедия |
XV Соловецкий форум, состоявшийся Уважаемые посетители сайта, читатели журнала «Арктики и Север» пишите о своём видении роли Архангельска, как столицы Российской Арктики, об его историческом и современном вкладе в освоение арктического пространства. Просим ответить на вопросы анкеты «Черные дыры Арктики и её будущее», опубликованной на сайте журнала «Арктика и Север». У Вас также имеется возможность оставить свои комментарии на форуме «Обсуждение публикаций»: http://narfu.ru/talk_publication/. Арктика сегодня является местом пересечения национальных интересов многих государств в силу не только особого географического положения этого большого циркумполярного пространства (полярная верхушка Земли), но и его геополитической, экономической, социальной, духовной значимости для всего глобального социума. А также возрастания его доступности в условиях изменения климата и применения новейших технологических возможностей постиндустриального освоения имеющихся арктических ресурсов и использования коммуникаций. Перманентно нарастает геополитическая активность государств мира для получения конкурентных преимуществ в продолжающем Великом переделе Арктики, в информационно-политической, дипломатической, научно-интеллектуальной «войне за будущие углеводородные ресурсы». Не случайно после переговоров с госсекретарем США Х. Клинтон на совместной пресс-конференции 2 июня 2012 года министр иностранных дел Й. Сторе провозгласил норвежский городок Тромсё «столицей Арктики», а США, своего главного союзника по блоку НАТО, ведущим государством в Арктике[1]. Во время визита в Норвегию государственного секретаря США Х. Клинтон о России как арктической державе даже не вспомнили. Сегодня в условиях продолжающейся «войны за ресурсы» с использованием всех возможностей мягкой силы (soft power) очень важно постоянно подчеркивать геополитическую значимость и исторический приоритет России в освоении Арктики, создать и продвигать свои российские бренды арктических территорий. Одним из таких значимых брендов может стать Архангельск, позиционируемый как столица Российской Арктики. Православно-культурный центр Двинской земли — Михайло-Архангельский монастырь с 1388 года; морской порт — ворота в Арктику, первое окно в Европу, государева военная крепость — «город» как страж северных рубежей с Арктическое Беломорье называют сегодня колыбелью цивилизаций и культур с учетом: 1) концепции Гиперборейской цивилизации как полярного очага всех языков и культур (В. Н. Демин и др.); 2) арктической теории о происхождении русских, сходных чертах в языке и культуре славянских и арийских племен (пра-прапредков индоевропейцев), формирование первичных ядер которых протекало в Заполярье (Б. Г. Тилак, Н. Р. Гусева и др.); 3) данных археологии, филологии, пространственной лингвистики и других наук о древнейших культурах на территории Русского Севера, в Арктике. Достаточно взглянуть на археологические карты Мурманской, Архангельской областей и далее вплоть до Чукотки, дабы убедиться, что на протяжении многих тысячелетий по берегам северных морей и рек была жизнь. Археолог П. Ю. Павлов считает, что впервые человек проник на северо-восток Европы в раннем палеолите 130 тысяч лет назад. Начало истории древнейшего освоения беломорских островов, по мнению археолога А. Я. Мартынова, уходит в эпоху мезолита, в V тысячелетие до новой эры. Петроглифы на островах Белого моря, реке Выг, побережье озера Онеги, в Канозеро, на берегу реки Поной, cтоянки первобытных охотников и рыболовов на территории Архангельска чаще всего датируются четвертым-третьим-вторым тысячелетиями до рождества Христова. История обживания Двинских земель и Беломорья, основания северных поселений тесно связана с монастырями, которые становились центрами общественной жизни, религиозной и хозяйственной опорой крестьянства. Новгородская архиепископия создает в ХIV — ХV веках постоянно действующую сеть православных обителей на Русском Севере: Михайло-Архангельский, Николо-Корельский, Успенский Лявленский и др. На островах в Белом море, то есть по-существу в Арктике, в Очень интересная страница истории связана с походами русских викингов — новгородских повольников, с открытиями новых земель на Севере, в Сибири, c речными и морскими походами славян в арктических морях Северного Ледовитого океана[2]. Повольники открывали для новгородской торговли новые земли и рынки, прокладывали неизвестные ранее пути. Архангельский морской торговый порт является первым арктическим морским портом в истории нашей страны, сыгравшим важнейшую геополитическую роль в освоении арктического пространства на протяжении нескольких столетий. Официальный реестр современных морских портов Российской Федерации в Арктическом бассейне включает сегодня 19 арктических гаваней[3]:
Старейший морской порт из них — Архангельск. Историческая миссия Архангельска не исчерпывается только тем, что он был воротами российского государства в Арктику. Это первое окно в Европу вплоть до основания Петербурга. Важное значение имеет оценка А.Дж. Тойнби культурно-цивилизационной, геополитической роли Архангельска. Архангельск — это то историческое, географическое, пространственное место, где проходила встреча двух цивилизаций — западно-атлантической и русской православной цивилизации. Приведу одну известную и важную для понимания геополитических интересов западных стран цитату А.Дж. Тойнби: «Призывно играла сладкозвучная музыка Запада, под которую учились танцевать русские»[4]. Cамым драматическим моментом английский историк считает непрекращающееся балансирование между стремительным воздействием технологии на Западе и упорным желанием России сохранить свою независимость. Вызов Запада породил в России две противоположные реакции: 1) сопротивление (староверы, славянофильское движение, враждебность к западной культуре); 2) добровольная самовестернизация «незападной» страны. Невозможно согласиться с распространенной версией якобы «открытия России» англичанами в XVI веке, зная свою историю отечественного мореплавания. Можно вспомнить военные морские походы новгородских повольников под руководством Луки и Малыгина в 1320 году на «Мурман», в северную Норвегию. В 1411 году, заволочане, под предводительством Двинского посадника, по повелению Великого Новгорода, снова ходили морем войною на норвежцев. В 1431 году из Новгорода Великого ходил Иван Лошинский "воевати на Каян з двиняны«[5]. В 1496 году князь великий Иван Васильевич послал князя Ивана Федоровича да брата его князя Петра Ушатых на Каянскую землю во главе военной рати устюжан. Обогнув Мурманский нос, князья Иван и Петр Ушатые на своих кораблях переправили русские рати по Студеному морю в Каянскую землю, к каменным фиордам шведского берега и захватили обширную область между Торнео и Ледовитым океаном. В исторической литературе также широко известны сведения, связанные с плаваниями по северным студеным морям при выполнении дипломатических миссий.
Вряд ли можно предположить, что Себастьян Кабот, основатель английского общества купцов-предпринимателей, инициирующий указанную экспедицию в Индию и Китай, не был бы знаком с имеющимися описаниями Северного морского пути. Кстати, видимо, следуя примеру англичан, царь Иван Васильевич в мае 1557 года назначил награду тому, кто пройдет северным морским путем к берегам Индии и Китая. Историческое значение плавания Р.Ченслера заключается не в том, что он якобы открыл морской путь в Россию через Студеное (Белое) море, давно уже известный в России и Западной Европе. А в том, что он оказался в нужном месте (север России) в нужное время. России позарез нужен был действующий морской коридор для организации внешней торговли. В 1553 году истекал срок перемирия с Ливонским орденом. Для продолжения войны за овладение выходом в Балтийское море России требовалось оружие, которое возможно было получить из Англии через единственное свободное от блокады Белое море. Кстати Р.Ченслер отмечал: "Если бы русские знали свою силу, никто бы не смог соперничать с ними, а их соседи не имели бы покоя от них. Я могу сравнить русских с молодым конем, который не знает своей силы«[7]. Кроме нужды в оружии существовала общая потребность складывающегося рынка, российской экономики в целом в развитии внешней торговли с европейскими и другими зарубежными странами. Поэтому с учетом всего комплекса военных, торгово-экономических, географических, геополитических и других причин с середины ХVI века начались регулярные торговые отношения России с Западной Европой через Белое море. Оживленным путем торговли с Персией и другими восточными странами стал торговый путь «Архангельск-Астрахань-Персия» (сегодня этот путь мы назвали бы «транспортный коридор север-юг» или Север России — Иран). Товары Востока по этому пути привозились в устье Северной Двины для последующей отправки в западные страны Европы. В свою очередь западно-европейские товары через архангельский порт направлялись в Астрахань и дальше в Персию и Бухару. Иностранные купцы, особенно английские, пользуясь отсутствием опыта в торговых делах у русского купечества, льготами, которые предоставило им царское правительство, а также тем, что у русских не было своего торгового флота, путем подкупа таможенных и других чиновников провозили контрабанду, бойкотировали русские товары, а затем скупали их за бесценок. Англичане практически хозяйничали в России, как в собственной колонии. Такой колониальный подход, применяемый англичанами в отношении России, конечно же ущемлял российские интересы. Более того! Документы лондонских архивов, найденные Инной Любименко, свидетельствуют о прямых четко выраженных намерениях англичан в начале семнадцатого столетия превратить Россию в свою колонию. В период крестьянской войны и польско-шведской интервенции существовал план, разработанный «Moscow саmраnу» и представленный капитаном Чемберленом британскому королю Якову первому, о захвате севера и востока страны. Предусматривалось покорение Русского государства путем сговора с теми группами боярства, которые, будучи напуганы крестьянской войной, готовы были отдаться под покровительство английского короля. Речь при этом шла о трех вариантах: 1) О получении суверенитета над громадной территорией России, расположенной между Архангельском и Волгой, о водных путях по Волге до Каспийского моря или Персидского залива. 2) По другому сценарию предусматривалось принятие протектората над всем этим громадным российским пространством и полная свобода для английской торговли. 3) Существовал замысел и прямой интервенции «укрепления порта» Архангельск при помощи тысячи англичан. Проекты колонизации России обсуждались на уровне короля Якова первого. В Англии даже стали формироваться отряды добровольцев не столько для завоевания Московии, сколько для расхищения богатств северных земель. Некоторые добровольцы прибыли в Архангельск и выразили «горячее желание» поступить на русскую службу, сражаться против Польши. По совету князя Пожарского английским «добровольцам» было тогда вежливо предложено покинуть Архангельск. Король Яков первый, в свою очередь, поручил резиденту «Moscow саmраnу» Джону Мерику и Русселю выехать в Россию и начать действия против неё. Однако тайные агенты несколько запоздали и прибыли в Москву в январе 1613 года, когда польские интервенты уже были из неё изгнаны. Послам пришлось поздравить нового царя Михаила Романова и подальше спрятать тайные инструкции, о которых в России в то время так и не узнали [8]. Англичане не были одиноки в своих планах колонизации России, которая как возможный объект для колониального захвата занимала отнюдь не последнее место не только в планах английских, но и голландских, других купцов. Путешествия голландцев, как впрочем и англичан, выглядят настоящими детективными историями, приключениями «немцев» в России (всех иностранцев тогда называли «немцами», немыми, не говорящими по-русски, не различая их по национальности). Нужды России, развитие её внешней торговли требовали укрепления северных рубежей. «В отношении заграничного торга Русь, если можно так выразиться, обратилась в ХVI веке лицом к Северу, к „божьей дороге“ великому морю-океану», — отмечалось в «Очерках по истории колонизации Севера» (Л-д,1922). Архангельский «город»-порт на Двине оказался в ХVI-ХVII веках тем ключевым звеном, местом встречи цивилизаций, сосредоточием отечественных и иностранных интересов, без которого внешняя и внутренняя торговля России, осуществляемая по северным рекам и морям, была бы вообще просто мало реальной. Самым же слабым звеном, тормозившим развитие внешней торговли через северные порты, являлось отсутствие у России своего морского флота. В ХVI-ХVII веках у России не было торговых и военных морских кораблей европейского уровня, что негативно сказывалось на увеличении объемов экспорта и импорта, объективно заставляло русское правительство лавировать в политике, постоянно идти на компромиссы в разрешении льгот иностранным купцам, в сборе пошлин. Начало решению этой задачи было положено только при царе Петре первом, в конце семнадцатого столетия. В Первое военно-морское соединение в составе трех вооруженных парусников, совершило в 1694 году под командованием Петра первого многодневное плавание в Белом море. Традиции военно-морского кораблестроения продолжают сегодня верфи Северодвинска, ОАО «ПО «Севмаш», ОАО «Центр судоремонта «Звездочка», ОАО «СПО «Арктика» и другие предприятия, входящие в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». ПО «Севмаш» ведёт свою историю с завода № 402 в поселке «Судострой» (1936), преобразованного в 1938 году в город Молотовск, в 1957 года — в Северодвинск. Датой основания предприятия считается 21 декабря 1939 года, когда состоялась закладка линкора «Советская Белоруссия». По открытым опубликованным в разных источниках данным атомные подводные лодки строились в СССР на четырех судостроительных заводах. Строительство отечественных АПЛ
Источники: Северный флот. Потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона/ Т.Нилсен, И.Кудрик, А.Никитин. — Доклад объединения «Беллуна». — 1996.- № 2. — С.25. Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402 — ФГУП ПО «Севмаш» С 1939 года на «Севмаше» построено 45 надводных кораблей, 163 подводные лодки, из них 128 — с ядерной энергетической установкой [10]. В настоящее время ОАО «ПО «Севмаш» — крупнейший в России судостроительный комплекс, главной задачей которого является строительство атомных подводных лодок для ВМФ России. Весомый вклад в укрепление обороноспособности нашей морской державы внес коллектив другого северодвинского предприятия «Звездочка». За период с 1955 по 2003 годы «Звездочка» совместно с объединением «Арктика» и другими партнерами переоборудовали, модернизировали и сдали Военно-Морскому Флоту страны 113 подводных лодок, отремонтировали 78 надводных кораблей ВМФ и гражданских судов. Выполнена утилизация 22 атомных подводных лодок, выведенных из состава ВМФ. Построено 223 судна и плавсредств, в том числе пять сухогрузных судов и два траулера[11]. «Звездочка» являлась и остаётся признанным лидером-флагманом отечественного судоремонта, главным исполнителем работ по переоборудованию и модернизации АПЛ стратегического назначения, головным заводом в стране по установке и испытанию новейших образцов вооружения и военной техники. В целом же, в устье Северной Двины, на побережье арктического Белого моря во второй половине двадцатого столетия был создан и функционирует в настоящее время мощный военно-промышленный комплекс по строительству, переоборудованию и сдаче Военно-Морскому флоту СССР-России атомных подводных лодок, которым мы все гордимся. От причалов Архангельска в полярное плавание отправилось более 300 экспедиций (В. Я. Чичагова, Ф.Розмыслова, Ф. П. Литке, П. К. Пахтусова, В. А. Русанова, Г. Я. Седова, В. И. Воронина и О. Ю. Шмидта и др.). Эта традиция продолжается в наше время: трансарктический рейс «Михаила Сомова» в 2010 году, экспедиция на Землю Франца-Иосифа в 2012 году и др. В Архангельске сегодня функционирует ФГБУ «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», обеспечивающее потребности государства, юридических и физических лиц в информации гидрометеорологической, гелиогеофизической, о состоянии окружающей среды, ее загрязнении на территориях Архангельской и Вологодской областей, Республики Коми, Ненецкого автономного округа, Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, городского поселения Диксон и сельского поселения Хатанга, части территории Республики Карелия, части территории Мурманской области, Северной части Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района Красноярского края, акватории Белого и Карского морей, юго-востока Баренцева моря, запада моря Лаптевых[12].Архангельская гидрографическая база c 1933 года проводит гидрографические и топографические работы для обеспечения безопасности мореплавания; изыскательские работы на море и в океане; предоставление судов класса JA для морских экспедиционных исследований[13]. Ведутся исследования, съемка океанического и морского дна, гидрографическая разведка, лоцмейстерские работы. В С 2010 года в Архангельске функционирует Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, ориентированный на защиту национальных интересов России в Арктике, проведение научных исследований по арктической тематике, подготовку кадров по широкому спектру направлений. Указом императрицы Екатерины II 23 (12) марта 1781 года в Холмогорах на родине великого русского ученого М. В. Ломоносова была учреждена мореходная школа, ставшая первым морским учебным заведением России. От нее и ведет свое начало Арктический морской институт имени В. И. Воронина в Архангельске. Здесь готовят инженеров-судоводителей, инженеров-судомехаников, инженеров-электромехаников, инженеров организаторов перевозок и управления на водном транспорте. Выпускники училища успешно осваивали Арктику, Северный морской путь, Антарктиду и были активными участниками ряда крупных полярных экспедиций. Не случайно более двадцати фамилий питомцев учебного заведения увековечены в географических названиях на карте Арктики и Антарктики. Далеко за пределами России известны имена ледовых капитанов: Д. И. Шваненберга, А. С. Кучина, В. И. Воронина, А. К. Бурке, А. И. Дубинина, М. Г. Маркова, Г. В. Драницына и многих других. П. А. Пономареву выпала честь быть первым капитаном атомного ледокола «Ленин», а П. И. Буркову — стать первым капитаном первого корабля морской науки — «Персей». Cегодня на Севере известны многие фамильные династии выпускников учебного заведения: Котцовых, Пономаревых, Глазачевых, Вешняковых, Панфиловых, Малыгиных, Ворониных, Мироновых, Фоминых и других. В настоящее время большинство выпускников зарекомендовало себя авторитетными капитанами, штурманами и механиками судов, которые достойно представляют нашу Родину за рубежом, работают на руководящих должностях в Росморфлоте, Северном и Мурманском морских пароходствах, Архангельском и Мурманском морских портах, Регистре РФ, судостроительных и судоремонтных заводах[15]. Одним из старейших морских транспортных предприятий, давно работающих в Арктике, является Северное морское пароходство, берущее своё начало в 1870 году от «Товарищества Беломоро-Мурманского срочного пароходства». На октябрь 2012 года флот СМП состоял из 21 транспортного судна, 5 дноуглубительных судов и 3 буксиров. Семь судов было принято в коммерческий менеджмент. Общий дедвейт флота в управлении Северного морского пароходства составлял более 120 тысяч тонн. Флот СМП в основном имеет ледовый класс Л 1, часть судов — усиленный, что позволяет компании оставаться основным круглогодичным перевозчиком по порту Архангельск и успешно работать на трассах Севморпути. В 2011 году теплоходы «Технолог Конюхов» и «Пионер Карелии» доставили в заполярный порт Тикси оборудование для установки гидрометеостанции; настоящий арктический поход совершил в сентябре теплоход «Павел Корчагин»: Земля Франца-Иосифа, мыс Желания, бухта Солнечная, Диксон, Белушья губа, маленькие острова Северного Ледовитого океана, где живут и работают сотни людей. Буксиры пароходства «Норд» и «Тритон» ходили на Диксон, в Дудинку, Байдарацкую Губу, Тикси, Мурманск. В навигацию 2012 года состоялись рейсы судов СМП в Якутию, Дудинку, на Землю Франца-Иосифа, Шпицберген, доставлялся груз стального шпунта в Обскую губу, где началось строительство нового морского порта Сабетта. Пятый год суда СМП доставляют обетонированные трубы в район Байдарацкой губы Карского моря для строительства газопровода[16]. Крупным собственником в Архангельске является ОАО «ГМК «Норильский никель», владеющий активами Архангельского морского порта, авиакомпании «Нордавиа». Архангельская контора — транспортный филиал ОАО «ГМК «Норильский никель» в г. Архангельске является основным и единственным экспедитором грузов по маршруту Архангельск-Дудинка. Перевозка грузов морем осуществляется собственными судами ОАО «ГМК «Норильской никель» дизель-электроходами «Норильский никель», «Мончегорск», «Заполярный», «Талнах», «Надежда». В Архангельске действуют и другие организации (предприятия, учреждения») тесно связанные с Арктикой. Необходимо также учитывать, что города Северодвинск, Архангельск, Новодвинск сегодня представляют городскую агломерацию, так называемый «Большой Архангельск». Легализовать, оформить его современный статус — одно из главных направлений региональной стратегии развития. В 2013 году Архангельску исполняется 625 лет по летоисчислению с даты основания Михайло-Архангельского монастыря. Имеется немало других интересных тем из жизни Архангельска. Уважаемые читатели! Редакция журнала планирует регулярно публиковать материалы об исторической миссии «Большого Архангельска» в Арктике, его современной жизни. Вы можете направить свои заметки, сообщения, статью по адресу: ylukin@atnet.ru С уважением и наилучшими пожеланиями
[2] Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. // Полное собрание русских летописей. Том третий. — Москва-Ленинград: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. URL: http://krotov.info/acts/12/pvl/novg03.htm (дата обращения: 27.11.2012). [3] Администрация Северного морского пути (отдел ледокольного обеспечения и гидрографии). URL: http://www.morflot.ru/sevmorput/ (дата обращения: 17.07.2012). [4] Тойнби А.Дж. Постижение истории: сборник. Пер. с анг. / сост. Огурцов А.П. — М.: Прогресс, 1991.- С.563. [5] История Новгорода Великаго от древнейшихъ временъ до падения. — М.: Синодальная типография, 1866. С.85—99, [6] Герберштейн С. Записки о Московии. — СПб, 1866. [7] Английские путешественники в Московском государстве в ХУ1 век". / перевод с анг. Ю. В. Готье. — Л-д, 1937. -С.47. [8] Кучепатов Ю. Н. Архангельский морской порт. — Сев.-Запад.кн.изд-во, 1968. — С.17—19. [9] Пальмин В. А. Начало истории Российского военно-морского флота: Архангельск, Белое море, год [10]ОАО «ПО «Севмаш». URL: http://www.sevmash.ru/rus/sevmash.html (дата обращения: 29.11.2012) [11] Зрячев А. Работали на Россию — морскую державу // Корабелы «Звездочки»: Историко-краеведческий сборник. Выпуск 2. — Северодвинск: ФГУП «МП «Звездочка», 2004. — С.23, 71. [12] Северное УГМС. URL: http://www.sevmeteo.ru/company/ (дата обращения: 01.12.2012). [13] Архангельская гидробаза. URL: http://www.tn-nt.ru/catalog/168/172/arkhangelskaya-gidrobaza-gidrograficheskoe-predpriyatie/ (дата обращения: 01.12.2012). [14] Копытов Ю. К [15] Арктический морской институт имени В. И. Воронина. URL: http://amivoronina.ru/?page=history (дата обращения: 01.12.2012). [16] Интервью генерального директора ОАО «Северное морское пароходство» Александра Брынцева корреспонденту ИАА «Портньюс»: «Наше преимущество — опыт работы в Арктике». URL: http://www.ansc.ru/Rus/News/121026.shtml (дата обращения: 01.12.2012). |