Об издании Редакционная политикаАвторам Архив Поиск Арктические новости Арктическая энциклопедия









 
 

Образование в области родных языков как фактор формирования благополучия и качества жизни детей и молодёжи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока РФ

Трапицын С.Ю., Агапова Е.Н., Граничина О.А., Жарова М.В.

Рубрика: Северные и арктические социумы

Скачать статью (pdf, 1MB )

Аннотация

Качество жизни определяется подходами к его оценке, включая анализ результативности мероприятий по его улучшению. В России накоплены эмпирические данные о социально-экономических факторах благополучия и качества жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНСС и ДВ РФ), однако наблюдается дефицит знаний о степени влияния на них образовательной политики в области сохранения и развития национальных языков и культуры. Цель работы — оценка социальной ситуации, связанной с доступностью образования на родном языке, как условия формирования благополучия и качества жизни детей и молодёжи КМНСС и ДВ РФ. Исследование включало: анализ макроуровневых показателей качества жизни КМНСС и ДВ РФ на основе данных этнической статистики, общестатистических показателей, образовательной статистики; выборочное опросное исследование молодёжи КМНСС и ДВ из 8 регионов РФ. В исследовании получены надёжные и репрезентативные данные об условиях обучения и факторах субъективного благополучия молодёжи КМНСС и ДВ РФ, проживающей в разных регионах. Использование сопоставимых индикаторов для оценки социальной ситуации в нескольких субъектах РФ позволяет корректно сравнивать качество жизни молодёжи КМНСС и ДВ РФ с их сверстниками, проживающими на тех же территориях РФ, но не относящимися к данным этническим группам. Результаты исследования позволили восполнить недостаток данных о потенциале сохранения и развития родных языков и культур КМНСС и ДВ РФ. Знание механизмов формирования установок и поведения молодёжи имеет важное значение для российского общества, так как оно сопряжено с принятием решений для социально уязвимой и труднодоступной для исследования части населения России. Комплексное использование социально-психологического исследования и анализа статистических данных позволило осуществить триангуляцию различных источников информации и выделить значимые факторы благополучия и качества жизни КМНСС и ДВ РФ.

Сведения об авторах

Трапицын Сергей Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор
trapitsin@gmail.com, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3752-8848
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Набережная реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия

Агапова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент
petrovskaya.elen@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5995-4285
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Набережная реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия

Граничина Ольга Александровна, доктор педагогических наук, доцент
olga_granichina@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1398-6684
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Набережная реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия

Жарова Марина Владиславовна, кандидат физико-математических наук, доцент
garova-m@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2932-938X
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Набережная реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия


Ключевые слова

коренные народы, малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, молодёжь, образование, родной язык, благополучие, качество жизни, социализация

индекс DOI

10.37482/issn2221-2698.2022.47.236

УДК

316.344.5(47+57)(045)


CCBYSA.jpg
Статья опубликована в открытом доступе и распространяется на условиях лицензии CC BY-SA.