Об издании Редакционная политикаАвторам Архив Поиск Арктические новости Арктическая энциклопедия









 
 

Архангельск — столица Российской Арктики: проект журнала «Арктика и Север»

XV Соловецкий форум, состоявшийся 18–20 сентября 2012 года в городе Архангельске и на Соловецких островах, объявил Архангельск столицей Российской Арктики, территорией диалога и партнерства. Такой бренд имеет геополитическую значимость, подчеркивает исторический приоритет России в освоении арктического пространства, а также повышает статус Архангельска. Территория города становится обязательным участником целевых федеральных и региональных программ, пилотных арктических проектов, межрегионального взаимодействия. Одной из открытых интеллектуально-информационных арктических площадок является сайт электронного научного журнала «Арктика и Север» (http://narfu.ru/), а также создаваемая сетевая организация «Арктический Союз регионов и муниципальных образований России».

Уважаемые посетители сайта, читатели журнала «Арктики и Север» пишите о своём видении роли Архангельска, как столицы Российской Арктики, об его историческом и современном вкладе в освоение арктического пространства. Просим ответить на вопросы анкеты «Черные дыры Арктики и её будущее», опубликованной на сайте журнала «Арктика и Север». У Вас также имеется возможность оставить свои комментарии на форуме «Обсуждение публикаций»: http://narfu.ru/talk_publication/.

Арктика сегодня является местом пересечения национальных интересов многих государств в силу не только особого географического положения этого большого циркумполярного пространства (полярная верхушка Земли), но и его геополитической, экономической, социальной, духовной значимости для всего глобального социума. А также возрастания его доступности в условиях изменения климата и применения новейших технологических возможностей постиндустриального освоения имеющихся арктических ресурсов и использования коммуникаций. Перманентно нарастает геополитическая активность государств мира для получения конкурентных преимуществ в продолжающем Великом переделе Арктики, в информационно-политической, дипломатической, научно-интеллектуальной «войне за будущие углеводородные ресурсы». Не случайно после переговоров с госсекретарем США Х. Клинтон на совместной пресс-конференции 2 июня 2012 года министр иностранных дел Й. Сторе провозгласил норвежский городок Тромсё «столицей Арктики», а США, своего главного союзника по блоку НАТО, ведущим государством в Арктике[1]. Во время визита в Норвегию государственного секретаря США Х. Клинтон о России как арктической державе даже не вспомнили. Сегодня в условиях продолжающейся «войны за ресурсы» с использованием всех возможностей мягкой силы (soft power) очень важно постоянно подчеркивать геополитическую значимость и исторический приоритет России в освоении Арктики, создать и продвигать свои российские бренды арктических территорий. Одним из таких значимых брендов может стать Архангельск, позиционируемый как столица Российской Арктики.

Православно-культурный центр Двинской земли — Михайло-Архангельский монастырь с 1388 года; морской порт — ворота в Арктику, первое окно в Европу, государева военная крепость — «город» как страж северных рубежей с 1583–1584 гг.; колыбель русского флота, родина первой судоверфи и старейшего мореходного училища; валютный цех страны, всесоюзная лесопилка, культурная столица, крупный промышленный и транспортный узел Европейского Севера СССР — всё это только об одном городе, его истории. В настоящее время Архангельск имеет почетное звание — «Город воинской славы». Это звание имеет отношение не только к двадцатому, но и предшествующим столетиям его истории.

Арктическое Беломорье называют сегодня колыбелью цивилизаций и культур с учетом: 1) концепции Гиперборейской цивилизации как полярного очага всех языков и культур (В. Н. Демин и др.); 2) арктической теории о происхождении русских, сходных чертах в языке и культуре славянских и арийских племен (пра-прапредков индоевропейцев), формирование первичных ядер которых протекало в Заполярье (Б. Г. Тилак, Н. Р. Гусева и др.); 3) данных археологии, филологии, пространственной лингвистики и других наук о древнейших культурах на территории Русского Севера, в Арктике. Достаточно взглянуть на археологические карты Мурманской, Архангельской областей и далее вплоть до Чукотки, дабы убедиться, что на протяжении многих тысячелетий по берегам северных морей и рек была жизнь. Археолог П. Ю. Павлов считает, что впервые человек проник на северо-восток Европы в раннем палеолите 130 тысяч лет назад. Начало истории древнейшего освоения беломорских островов, по мнению археолога А. Я. Мартынова, уходит в эпоху мезолита, в V тысячелетие до новой эры. Петроглифы на островах Белого моря, реке Выг, побережье озера Онеги, в Канозеро, на берегу реки Поной, cтоянки первобытных охотников и рыболовов на территории Архангельска чаще всего датируются четвертым-третьим-вторым тысячелетиями до рождества Христова.

История обживания Двинских земель и Беломорья, основания северных поселений тесно связана с монастырями, которые становились центрами общественной жизни, религиозной и хозяйственной опорой крестьянства. Новгородская архиепископия создает в ХIV — ХV веках постоянно действующую сеть православных обителей на Русском Севере: Михайло-Архангельский, Николо-Корельский, Успенский Лявленский и др. На островах в Белом море, то есть по-существу в Арктике, в 1429–1436 годах был основан Соловецкий монастырь. Северные монастыри выполняли не только духовно-религиозные, культурные, информационно-коммуникативные, но и хозяйственные функции, а нередко и административные, финансовые. Православные монастыри функционировали и как защитники северных рубежей господина Великого Новгорода, формирующегося российского государства, как пограничные военные крепости на приарктических территориях, островах и побережье Белого моря.

Очень интересная страница истории связана с походами русских викингов — новгородских повольников, с открытиями новых земель на Севере, в Сибири, c речными и морскими походами славян в арктических морях Северного Ледовитого океана[2]. Повольники открывали для новгородской торговли новые земли и рынки, прокладывали неизвестные ранее пути.

Архангельский морской торговый порт является первым арктическим морским портом в истории нашей страны, сыгравшим важнейшую геополитическую роль в освоении арктического пространства на протяжении нескольких столетий. Официальный реестр современных морских портов Российской Федерации в Арктическом бассейне включает сегодня 19 арктических гаваней[3]:

  1. Архангельск (1584).
  2. Беринговский (1941).
  3. Варандей (2010).
  4. Витино (1995).
  5. Диксон (1915).
  6. Дудинка (1935–1936).
  7. Игарка (1928).
  8. Кандалакша (1915).
  9. Мезень (XVI век).
  10. Мурманск (1915).
  11. Нарьян-Мар (1931).
  12. Онега (1781).
  13. Певек (1951).
  14. Провидения (1937).
  15. Тикси (1933).
  16. Хатанга (1948).
  17. Эгвекинот (1952).
  18. Амдерма (поселок основан в 1933).
  19. Анадырь (1955). 

Старейший морской порт из них — Архангельск. Историческая миссия Архангельска не исчерпывается только тем, что он был воротами российского государства в Арктику. Это первое окно в Европу вплоть до основания Петербурга. Важное значение имеет оценка А.Дж. Тойнби культурно-цивилизационной, геополитической роли Архангельска. Архангельск — это то историческое, географическое, пространственное место, где проходила встреча двух цивилизаций — западно-атлантической и русской православной цивилизации. Приведу одну известную и важную для понимания геополитических интересов западных стран цитату А.Дж. Тойнби: «Призывно играла сладкозвучная музыка Запада, под которую учились танцевать русские»[4]. Cамым драматическим моментом английский историк считает непрекращающееся балансирование между стремительным воздействием технологии на Западе и упорным желанием России сохранить свою независимость. Вызов Запада породил в России две противоположные реакции: 1) сопротивление (староверы, славянофильское движение, враждебность к западной культуре); 2) добровольная самовестернизация «незападной» страны.

Невозможно согласиться с распространенной версией якобы «открытия России» англичанами в XVI веке, зная свою историю отечественного мореплавания. Можно вспомнить военные морские походы новгородских повольников под руководством Луки и Малыгина в 1320 году на «Мурман», в северную Норвегию. В 1411 году, заволочане, под предводительством Двинского посадника, по повелению Великого Новгорода, снова ходили морем войною на норвежцев. В 1431 году из Новгорода Великого ходил Иван Лошинский "воевати на Каян з двиняны«[5]. В 1496 году князь великий Иван Васильевич послал князя Ивана Федоровича да брата его князя Петра Ушатых на Каянскую землю во главе военной рати устюжан. Обогнув Мурманский нос, князья Иван и Петр Ушатые на своих кораблях переправили русские рати по Студеному морю в Каянскую землю, к каменным фиордам шведского берега и захватили обширную область между Торнео и Ледовитым океаном.

В исторической литературе также широко известны сведения, связанные с плаваниями по северным студеным морям при выполнении дипломатических миссий.

  • 1496 год. Григорий Истома, толмач великого князя московского был послан к королю датскому с его послом шотландцем Давидом. Оправились они не через великий Новгород, а по северному морскому пути, который был длиннее, но зато безопаснее. В устье Двины они сели на четыре судна, плыли держась берега океана. Достигли Каянской земли, пришли в Берген (Норвегия) и оттуда в Данию.
  • Власий, другой княжеский толмач был послан своим государем к цесарю в Испанию. Его путь из Москвы выглядел так: Волгою в Кострому; семь верст шел сухим путем до речки, которою вошел в Вологду, потом в Сухону и Двину, и плыл до норвежского города Бергена; затем в Копенгаген.
  • 1524 год. Первыми людьми, установившими в ХVI веке связи между Россией и Англией были князь И. И. Засекин-Ярославский и дьяк С. Б. Трофимов. Направляясь к Карлу V в. Испанию они в 1524 году проехали не только через Фландрию, но и через Англию. Именно тогда состоялось «открытие Англии» русскими в начале ХVI века, за тридцать лет до путешествия Р.Ченслера
  • Начало ХVI века. Трижды плавал по этой самой дороге (через устье Северной Двины, мимо Михайло-Архангельского монастыря) в Норвегию и Данию выдающийся русский дипломат и ученый Дмитрий Герасимов. В Риме он познакомился с писателем Павлом Иовием и высказал гипотезу о возможности плавания на восток через северные страны.
  • 1525 год. Павел Иовий опубликовал на латинском языке книгу (переиздана в 1545 и 1551 гг.), в которой воспроизвел сведения Дмитрия Герасимова о том, что если плыть из Двины вправо по берегу, то можно, вероятно, достигнуть Китая.
  • 1549–1550 годы. В Вене (1549), а затем в Венеции (1550) выходит в свет книга «Записки о Московии» посла австрийского императора барона Сигизмунда Герберштейна, который посещал Москву в апреле–ноябре 1517 и в мае—ноябре 1526 года. Позже книга несколько раз переиздавалась, была напечатана в России в 1795–1804 гг., в 1832 году сделан первый русский перевод[6]. В этом труде описывается плавание княжеских толмачей Григория Истомы и Власия. Приложена карта России, составленная пьемонтским картографом Джакомо Гастальдо, на которой показана часть Белого моря, реки Северная Двина, Мезень, Печора и Обь.
  • 1553–1554 гг.. Морская британская экспедиция Х.Уиллоуби, один из трех кораблей которой под командованием Р.Ченслера, зазимовал в Двинском заливе у Николо-Корельского монастыря (остров Ягры, современный город Северодвинск), а он сам побывал в Москве и получил царское разрешение на свободную торговлю с Россией.

Вряд ли можно предположить, что Себастьян Кабот, основатель английского общества купцов-предпринимателей, инициирующий указанную экспедицию в Индию и Китай, не был бы знаком с имеющимися описаниями Северного морского пути. Кстати, видимо, следуя примеру англичан, царь Иван Васильевич в мае 1557 года назначил награду тому, кто пройдет северным морским путем к берегам Индии и Китая. Историческое значение плавания Р.Ченслера заключается не в том, что он якобы открыл морской путь в Россию через Студеное (Белое) море, давно уже известный в России и Западной Европе. А в том, что он оказался в нужном месте (север России) в нужное время. России позарез нужен был действующий морской коридор для организации внешней торговли. В 1553 году истекал срок перемирия с Ливонским орденом. Для продолжения войны за овладение выходом в Балтийское море России требовалось оружие, которое возможно было получить из Англии через единственное свободное от блокады Белое море. Кстати Р.Ченслер отмечал:

"Если бы русские знали свою силу, никто бы не смог соперничать с ними, а их соседи не имели бы покоя от них. Я могу сравнить русских с молодым конем, который не знает своей силы«[7].

Кроме нужды в оружии существовала общая потребность складывающегося рынка, российской экономики в целом в развитии внешней торговли с европейскими и другими зарубежными странами. Поэтому с учетом всего комплекса военных, торгово-экономических, географических, геополитических и других причин с середины ХVI века начались регулярные торговые отношения России с Западной Европой через Белое море.

Оживленным путем торговли с Персией и другими восточными странами стал торговый путь «Архангельск-Астрахань-Персия» (сегодня этот путь мы назвали бы «транспортный коридор север-юг» или Север России — Иран). Товары Востока по этому пути привозились в устье Северной Двины для последующей отправки в западные страны Европы. В свою очередь западно-европейские товары через архангельский порт направлялись в Астрахань и дальше в Персию и Бухару.

Иностранные купцы, особенно английские, пользуясь отсутствием опыта в торговых делах у русского купечества, льготами, которые предоставило им царское правительство, а также тем, что у русских не было своего торгового флота, путем подкупа таможенных и других чиновников провозили контрабанду, бойкотировали русские товары, а затем скупали их за бесценок. Англичане практически хозяйничали в России, как в собственной колонии. Такой колониальный подход, применяемый англичанами в отношении России, конечно же ущемлял российские интересы.

Более того! Документы лондонских архивов, найденные Инной Любименко, свидетельствуют о прямых четко выраженных намерениях англичан в начале семнадцатого столетия превратить Россию в свою колонию. В период крестьянской войны и польско-шведской интервенции существовал план, разработанный «Moscow саmраnу» и представленный капитаном Чемберленом британскому королю Якову первому, о захвате севера и востока страны. Предусматривалось покорение Русского государства путем сговора с теми группами боярства, которые, будучи напуганы крестьянской войной, готовы были отдаться под покровительство английского короля. Речь при этом шла о трех вариантах: 1) О получении суверенитета над громадной территорией России, расположенной между Архангельском и Волгой, о водных путях по Волге до Каспийского моря или Персидского залива. 2) По другому сценарию предусматривалось принятие протектората над всем этим громадным российским пространством и полная свобода для английской торговли. 3) Существовал замысел и прямой интервенции «укрепления порта» Архангельск при помощи тысячи англичан. Проекты колонизации России обсуждались на уровне короля Якова первого. В Англии даже стали формироваться отряды добровольцев не столько для завоевания Московии, сколько для расхищения богатств северных земель. Некоторые добровольцы прибыли в Архангельск и выразили «горячее желание» поступить на русскую службу, сражаться против Польши. По совету князя Пожарского английским «добровольцам» было тогда вежливо предложено покинуть Архангельск. Король Яков первый, в свою очередь, поручил резиденту «Moscow саmраnу» Джону Мерику и Русселю выехать в Россию и начать действия против неё. Однако тайные агенты несколько запоздали и прибыли в Москву в январе 1613 года, когда польские интервенты уже были из неё изгнаны. Послам пришлось поздравить нового царя Михаила Романова и подальше спрятать тайные инструкции, о которых в России в то время так и не узнали [8].

Англичане не были одиноки в своих планах колонизации России, которая как возможный объект для колониального захвата занимала отнюдь не последнее место не только в планах английских, но и голландских, других купцов. Путешествия голландцев, как впрочем и англичан, выглядят настоящими детективными историями, приключениями «немцев» в России (всех иностранцев тогда называли «немцами», немыми, не говорящими по-русски, не различая их по национальности).

Нужды России, развитие её внешней торговли требовали укрепления северных рубежей. «В отношении заграничного торга Русь, если можно так выразиться, обратилась в ХVI веке лицом к Северу, к „божьей дороге“ великому морю-океану», — отмечалось в «Очерках по истории колонизации Севера» (Л-д,1922). Архангельский «город»-порт на Двине оказался в ХVI-ХVII веках тем ключевым звеном, местом встречи цивилизаций, сосредоточием отечественных и иностранных интересов, без которого внешняя и внутренняя торговля России, осуществляемая по северным рекам и морям, была бы вообще просто мало реальной.

Самым же слабым звеном, тормозившим развитие внешней торговли через северные порты, являлось отсутствие у России своего морского флота. В ХVI-ХVII веках у России не было торговых и военных морских кораблей европейского уровня, что негативно сказывалось на увеличении объемов экспорта и импорта, объективно заставляло русское правительство лавировать в политике, постоянно идти на компромиссы в разрешении льгот иностранным купцам, в сборе пошлин. Начало решению этой задачи было положено только при царе Петре первом, в конце семнадцатого столетия. В 1693–1862 годах Архангельское адмиралтейство (Соломбальская судоверфь) стали ведущим центром отечественного военно-морского судостроения. Именно здесь в 1693–1862 гг. было построено 159 парусных кораблей (Пальмин В.А).

Первое военно-морское соединение в составе трех вооруженных парусников, совершило в 1694 году под командованием Петра первого многодневное плавание в Белом море. 44-пушечный фрегат «Св. Пророчество», 24-пушечный корабль «Св. Павел» и 12-пушечная яхта «Св. Петр» вышли из Архангельска 12 августа, дошли до мыса Святой нос 16 августа, где под грохот прощальной пушечной канонады расстались с торговым караваном из 8 иностранных судов, который охраняли, выполняя роль конвойного эскорта, и 21 августа благополучно вернулись в Архангельск[9]. Так было положено начало деятельности Военно-морского флота России в реальных морских условиях в отличие от прежних потешных озерных забав. 1694 год — это дата первого арктического военно-морского похода русского флота под командованием самого царя Петра Первого. Арктическим поход можно назвать потому, что Белое море является частью акватории Северного Ледовитого океана, единственным внутренним тогда и сегодня морем России. До 1694 года Россия военно-морским флотом, т. е. соединением из какого-то количества боевых судов океанского класса, просто не располагала.

Традиции военно-морского кораблестроения продолжают сегодня верфи Северодвинска, ОАО «ПО «Севмаш», ОАО «Центр судоремонта «Звездочка», ОАО «СПО «Арктика» и другие предприятия, входящие в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». ПО «Севмаш» ведёт свою историю с завода № 402 в поселке «Судострой» (1936), преобразованного в 1938 году в город Молотовск, в 1957 года — в Северодвинск. Датой основания предприятия считается 21 декабря 1939 года, когда состоялась закладка линкора «Советская Белоруссия». По открытым опубликованным в разных источниках данным атомные подводные лодки строились в СССР на четырех судостроительных заводах.

Строительство отечественных АПЛ 

№ 

Судостроительные заводы 

Всего спущено на воду 

1

Завод № 402 с 1938 г. ОАО «ПО «Севмаш» с 2008 г.

128 АПЛ

2

Амурский завод № 199 г. Комсомольск-на-Амуре

56 АПЛ

3

Ленинградское адмиралтейское объединение, № 194 и № 196

39 АПЛ

4

«Красное Сормово» № 112, г. Нижний Новгород

25 АПЛ


Всего: 

248 АПЛ

Источники: Северный флот. Потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона/ Т.Нилсен, И.Кудрик, А.Никитин. — Доклад объединения «Беллуна». — 1996.- № 2. — С.25. Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402 — ФГУП ПО «Севмаш» (1942–2001): Справочник /автор — составитель Спирихин С.А., редкол.: Ю. В. Кондрашов (пред) и др.- Изд.2-е, испр.и доп. — Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2006; газета «Корабел», сайт http://www.sevmash.ru

С 1939 года на «Севмаше» построено 45 надводных кораблей, 163 подводные лодки, из них 128 — с ядерной энергетической установкой [10]. В настоящее время ОАО «ПО «Севмаш» — крупнейший в России судостроительный комплекс, главной задачей которого является строительство атомных подводных лодок для ВМФ России.

Весомый вклад в укрепление обороноспособности нашей морской державы внес коллектив другого северодвинского предприятия «Звездочка». За период с 1955 по 2003 годы «Звездочка» совместно с объединением «Арктика» и другими партнерами переоборудовали, модернизировали и сдали Военно-Морскому Флоту страны 113 подводных лодок, отремонтировали 78 надводных кораблей ВМФ и гражданских судов. Выполнена утилизация 22 атомных подводных лодок, выведенных из состава ВМФ. Построено 223 судна и плавсредств, в том числе пять сухогрузных судов и два траулера[11]. «Звездочка» являлась и остаётся признанным лидером-флагманом отечественного судоремонта, главным исполнителем работ по переоборудованию и модернизации АПЛ стратегического назначения, головным заводом в стране по установке и испытанию новейших образцов вооружения и военной техники.

В целом же, в устье Северной Двины, на побережье арктического Белого моря во второй половине двадцатого столетия был создан и функционирует в настоящее время мощный военно-промышленный комплекс по строительству, переоборудованию и сдаче Военно-Морскому флоту СССР-России атомных подводных лодок, которым мы все гордимся.

От причалов Архангельска в полярное плавание отправилось более 300 экспедиций (В. Я. Чичагова, Ф.Розмыслова, Ф. П. Литке, П. К. Пахтусова, В. А. Русанова, Г. Я. Седова, В. И. Воронина и О. Ю. Шмидта и др.). Эта традиция продолжается в наше время: трансарктический рейс «Михаила Сомова» в 2010 году, экспедиция на Землю Франца-Иосифа в 2012 году и др.

В Архангельске сегодня функционирует ФГБУ «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», обеспечивающее потребности государства, юридических и физических лиц в информации гидрометеорологической, гелиогеофизической, о состоянии окружающей среды, ее загрязнении на территориях Архангельской и Вологодской областей, Республики Коми, Ненецкого автономного округа, Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, городского поселения Диксон и сельского поселения Хатанга, части территории Республики Карелия, части территории Мурманской области, Северной части Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района Красноярского края, акватории Белого и Карского морей, юго-востока Баренцева моря, запада моря Лаптевых[12]

Архангельская гидрографическая база c 1933 года проводит гидрографические и топографические работы для обеспечения безопасности мореплавания; изыскательские работы на море и в океане; предоставление судов класса JA для морских экспедиционных исследований[13]. Ведутся исследования, съемка океанического и морского дна, гидрографическая разведка, лоцмейстерские работы. В 70-е годы по всей трассе Севморпути стали работать новые гидрографические суда типа «Дмитрий Овцын», построенные по заказу Минморфлота в Финляндии и оснащенные самым современным оборудованием и системами спутниковой навигации. И в том, что сегодня бассейн Северного Ледовитого океана в границах нашей страны один из самых изученных районов Мирового океана, есть немалая заслуга моряков и гидрографов Архангельска. К началу 1933 года на всю трассу Севморпути имелось 18 навигационных карт и 86 знаков. В 2003 году гидрография могла предложить морякам более 500 морских карт, десятки пособий и руководств для плавания по трассе Севморпути, для создания которых гидробазой обследовано 5,3 млн линейных километров съемки рельефа дня арктических морей[14].

С 2010 года в Архангельске функционирует Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, ориентированный на защиту национальных интересов России в Арктике, проведение научных исследований по арктической тематике, подготовку кадров по широкому спектру направлений.

Указом императрицы Екатерины II 23 (12) марта 1781 года в Холмогорах на родине великого русского ученого М. В. Ломоносова была учреждена мореходная школа, ставшая первым морским учебным заведением России. От нее и ведет свое начало Арктический морской институт имени В. И. Воронина в Архангельске. Здесь готовят инженеров-судоводителей, инженеров-судомехаников, инженеров-электромехаников, инженеров организаторов перевозок и управления на водном транспорте. Выпускники училища успешно осваивали Арктику, Северный морской путь, Антарктиду и были активными участниками ряда крупных полярных экспедиций. Не случайно более двадцати фамилий питомцев учебного заведения увековечены в географических названиях на карте Арктики и Антарктики. Далеко за пределами России известны имена ледовых капитанов: Д. И. Шваненберга, А. С. Кучина, В. И. Воронина, А. К. Бурке, А. И. Дубинина, М. Г. Маркова, Г. В. Драницына и многих других. П. А. Пономареву выпала честь быть первым капитаном атомного ледокола «Ленин», а П. И. Буркову — стать первым капитаном первого корабля морской науки — «Персей». Cегодня на Севере известны многие фамильные династии выпускников учебного заведения: Котцовых, Пономаревых, Глазачевых, Вешняковых, Панфиловых, Малыгиных, Ворониных, Мироновых, Фоминых и других. В настоящее время большинство выпускников зарекомендовало себя авторитетными капитанами, штурманами и механиками судов, которые достойно представляют нашу Родину за рубежом, работают на руководящих должностях в Росморфлоте, Северном и Мурманском морских пароходствах, Архангельском и Мурманском морских портах, Регистре РФ, судостроительных и судоремонтных заводах[15].

Одним из старейших морских транспортных предприятий, давно работающих в Арктике, является Северное морское пароходство, берущее своё начало в 1870 году от «Товарищества Беломоро-Мурманского срочного пароходства». На октябрь 2012 года флот СМП состоял из 21 транспортного судна, 5 дноуглубительных судов и 3 буксиров. Семь судов было принято в коммерческий менеджмент. Общий дедвейт флота в управлении Северного морского пароходства составлял более 120 тысяч тонн. Флот СМП в основном имеет ледовый класс Л 1, часть судов — усиленный, что позволяет компании оставаться основным круглогодичным перевозчиком по порту Архангельск и успешно работать на трассах Севморпути. В 2011 году теплоходы «Технолог Конюхов» и «Пионер Карелии» доставили в заполярный порт Тикси оборудование для установки гидрометеостанции; настоящий арктический поход совершил в сентябре теплоход «Павел Корчагин»: Земля Франца-Иосифа, мыс Желания, бухта Солнечная, Диксон, Белушья губа, маленькие острова Северного Ледовитого океана, где живут и работают сотни людей. Буксиры пароходства «Норд» и «Тритон» ходили на Диксон, в Дудинку, Байдарацкую Губу, Тикси, Мурманск. В навигацию 2012 года состоялись рейсы судов СМП в Якутию, Дудинку, на Землю Франца-Иосифа, Шпицберген, доставлялся груз стального шпунта в Обскую губу, где началось строительство нового морского порта Сабетта. Пятый год суда СМП доставляют обетонированные трубы в район Байдарацкой губы Карского моря для строительства газопровода[16].

Крупным собственником в Архангельске является ОАО «ГМК «Норильский никель», владеющий активами Архангельского морского порта, авиакомпании «Нордавиа». Архангельская контора — транспортный филиал ОАО «ГМК «Норильский никель» в г. Архангельске является основным и единственным экспедитором грузов по маршруту Архангельск-Дудинка. Перевозка грузов морем осуществляется собственными судами ОАО «ГМК «Норильской никель» дизель-электроходами «Норильский никель», «Мончегорск», «Заполярный», «Талнах», «Надежда».

В Архангельске действуют и другие организации (предприятия, учреждения») тесно связанные с Арктикой. Необходимо также учитывать, что города Северодвинск, Архангельск, Новодвинск сегодня представляют городскую агломерацию, так называемый «Большой Архангельск». Легализовать, оформить его современный статус — одно из главных направлений региональной стратегии развития. В 2013 году Архангельску исполняется 625 лет по летоисчислению с даты основания Михайло-Архангельского монастыря. Имеется немало других интересных тем из жизни Архангельска.

Уважаемые читатели! Редакция журнала планирует регулярно публиковать материалы об исторической миссии «Большого Архангельска» в Арктике, его современной жизни. Вы можете направить свои заметки, сообщения, статью по адресу: ylukin@atnet.ru

С уважением и наилучшими пожеланиями
главный редактор журнала «Арктика и Север»
Ю. Ф. Лукин.

[1] Клинтон «захватила» Арктику. URL: http://www.stoletie.ru/lenta/klinton_zahvatila_arktiku_217.htm (дата обращения: 30.06.2012).

[2] Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. // Полное собрание русских летописей. Том третий. — Москва-Ленинград: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. URL: http://krotov.info/acts/12/pvl/novg03.htm (дата обращения: 27.11.2012).

[3] Администрация Северного морского пути (отдел ледокольного обеспечения и гидрографии). URL: http://www.morflot.ru/sevmorput/ (дата обращения: 17.07.2012).

[4] Тойнби А.Дж. Постижение истории: сборник. Пер. с анг. / сост. Огурцов А.П. — М.: Прогресс, 1991.- С.563.

[5] История Новгорода Великаго от древнейшихъ временъ до падения. — М.: Синодальная типография, 1866. С.85—99, 385–386.

[6] Герберштейн С. Записки о Московии. — СПб, 1866.

[7] Английские путешественники в Московском государстве в ХУ1 век". / перевод с анг. Ю. В. Готье. — Л-д, 1937. -С.47.

[8] Кучепатов Ю. Н. Архангельский морской порт. — Сев.-Запад.кн.изд-во, 1968. — С.17—19.

[9] Пальмин В. А. Начало истории Российского военно-морского флота: Архангельск, Белое море, год 1694-й: монография. — Архангельск, 2012.

[10]ОАО «ПО «Севмаш». URL: http://www.sevmash.ru/rus/sevmash.html (дата обращения: 29.11.2012)

[11] Зрячев А. Работали на Россию — морскую державу // Корабелы «Звездочки»: Историко-краеведческий сборник. Выпуск 2. — Северодвинск: ФГУП «МП «Звездочка», 2004. — С.23, 71.

[12] Северное УГМС. URL: http://www.sevmeteo.ru/company/ (дата обращения: 01.12.2012).

[13] Архангельская гидробаза. URL: http://www.tn-nt.ru/catalog/168/172/arkhangelskaya-gidrobaza-gidrograficheskoe-predpriyatie/ (дата обращения: 01.12.2012).

[14] Копытов Ю. К 70-летию Архангельской гидрографической базы (16.05.2003). URL: http://www.pravdasevera.ru/print.html?article=5302 (дата обращения: 01.12.2012).

[15] Арктический морской институт имени В. И. Воронина. URL: http://amivoronina.ru/?page=history (дата обращения: 01.12.2012).

[16] Интервью генерального директора ОАО «Северное морское пароходство» Александра Брынцева корреспонденту ИАА «Портньюс»: «Наше преимущество — опыт работы в Арктике». URL: http://www.ansc.ru/Rus/News/121026.shtml (дата обращения: 01.12.2012).